Художественно-эстетическое Лепка «Пластилинография»

                                     Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 107 городского округа город Уфа Республики Башкортостан

 

 

 

«Утверждаю»

Заведующий МАДОУ

Детский сад № 107

______________    / И.Н.Казакова

на педсовете № 1

от «31» августа 2016г.

Приказ № 116 от «31» августа 2016г.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Название предмета: «ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ»

Возраст: 3 – 7 лет

Срок реализации программы: 4 года

Руководитель кружка: Агаркова Анна Геннадьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уфа 2016-2017гг.

 Пояснительная записка

В настоящее  время педагоги, специалисты в области раннего развития настаивают на том, что развитие интеллектуальных  и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему  возможность легко обучаться новому. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и по тому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных координированных движений рук и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо  начинать с раннего детства и не забывая о растущем интересе  к окружающему миру детей старшего возраста, мною была организована творческая мастерская художественной направленности «Пластилиновая ворона». Основной идеей является рисование картин пластилином-пластилинография для малышей 3-4 лет и лепка фигур из пластилина, создание композиций для детей 5-7лет.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики - согласованности  в работе  глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе и точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики рук . На занятиях дети познают секреты пластилина, овладевают навыками и умениями работы с инструментами, вырабатывают умение управлять ими.

Пластилинография- это новый жанр в изобразительной деятельности.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «Пластилин» -материал, при помощи которого осуществляется замысел и «графил»-создавать, рисовать.

Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением выпуклых и полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом или на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали на переднего  плана изображаются пластилинографией.

Основной материал - пластилин, а основным инструментом в пластилинографии и лепке являются руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Пластилинография хороша тем, что доступна детям младшего дошкольного возраста. Данная техника позволяет быстро достичь желаемого результата и внести новизну в творчество детей, делая его более увлекательным.

Дети, не зависимо от возраста, должны выражать свои чувства, эмоции и фантазии, свое отношение к окружающему миру. Пластилин - удивительный материал. Он не только дает малышам возможность реализовать свой творческий потенциал, помогает сформировать эстетический вкус, но и учит жить в гармонии с природой.

 И      

Цель программы (возраст3-4 года):

совершенствовать изобразительные умения, навыки и собственного творчества детей через продуктивную деятельность с применением нетрадиционных приемов работы  с пластилином в технике пластилинографии.

Задачи программы (возраст 3-4 года):

-освоение передачи простейших образов предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

-освоение основных приемов пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание,  вдавливание)

-развивать изобразительные умения посредством пластилинографии

-развивать тонкие и дифференцированные движения кистей и пальцев рук

-Стимулировать и поддерживать проявления собственной фантазии и смелости в осуществлении замыслов.

Цель программы (возраст 5-7 лет):

- совершенствовать изобразительные умения, навыки и собственного творчества детей через продуктивную деятельность в технике лепка.

Задачи программы (возраст 5-7 лет)

-Освоение создания простейших образов животных, людей и композиций с помощью пластилина.

-Закрепление умения  вылепливать три  основных элемента(шарик, валик и лепешка)

-Ознакомление со свойствами пластилина(смешивание)

-Развивать умение анализировать, действовать последовательно

-Продолжить развивать мелкую моторику рук

-Развивать творческие способности и фантазию

-Учить проявлять фантазию, любовь к окружающему миру.

                                        

               Календарно - тематическое планирование (возраст 3-4 года)

  дата

     тема встречи

                         задачи

Сентябрь

1неделя

диагностика

Выявить уровень ручной умелости в продуктивной деятельности на начало года

Сентябрь 2неделя

Раздел «Растительный мир»

Тема «Ягодка за ягодкой»

Познакомить детей с приемом надавливания, учить прикреплять пластилиновые шарики поверх зеленых, развивать чувство ритма.

Сентябрь

3 неделя

Раздел «Рукотворный мир»

Тема «Пуговицы для платья»

Закреплять умение детей самостоятельно раскладывать пластилиновые шарики друг за другом (снизу вверх),закреплять прием надавливания, развивать чувство ритма

Сентябрь

 4 неделя

Раздел «Животный мир»

Тема «Пятнышки для жирафа»

Познакомить с приемом размазывания на ограниченной поверхности, развивать согласованность в работе обеих рук, воспитывать у детей отзывчивость, доброту.

Октябрь

1 неделя

Раздел «Растительный мир»

Тема «Вот какой у нас арбуз!»

Показать детям, как прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы, развивать согласованность в работе обеих рук, воспитывать желание работать самостоятельно

Октябрь

2 неделя

Раздел «Рукотворный мир»

Тема «Консервирование овощей»

Закрепить умение детей  прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы (круг и овал),развивать композиционные умения, равномерно располагать предметы, обобщать представления об овощах и их  характерных особенностях, приучаем детей к аккуратности и усидчивости.

Октябрь

3 неделя

Раздел «Растительный мир»

Тема «Цветочная клумба» (коллективная работа)

Развивать умение  детей самостоятельно размазывать пластилиновый шарик в виде цветка, развивать умение изображать  предметы на большом пространстве листа, воспитывать отзывчивость  и желание помочь своим товарищам.

Октябрь

4 неделя

Раздел «Животный мир»

Тема «Подружки для золотой рыбки»

Показать детям, как надавливать «чешуйки» рядом друг с другом, показать, как приемом размазывания закрашивать рыбку, продолжить обучать скатывать пластилин кругообразными движениями между пальчиками, развивать глазомер.

 

Ноябрь

1 неделя

Раздел «Рукотворный мир»

Тема «Светофор»

Закрепить знания детей о основных цветах светофора, закрепить умение детей  прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы, развивать глазомер, активизация словаря

 

Ноябрь

2 неделя

Раздел «Природные явления»

Тема «Солнышко» (по мотивам  сказки «Краденое солнце»)

Показать детям  как  использовать в работе 2 приема :сплющивание шарика и палочек  на горизонтальной поверхности, продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, воспитывать доброту

 

Ноябрь

3 неделя

Раздел «Природные явления»

Тема «Осень» (коллективная работа)

Познакомить детей с приемом изображения двух ярких явлений природы(листопад и дождь),продолжаем учить создавать коллективную работу, использовать в работе несколько цветов пластилина, развивать мелкую моторику рук.

 

Ноябрь

4 неделя

Раздел «Рукотворный мир»

Тема «Бусы» (коллективная работа)

Познакомить детей с приемом прикрепления бусин конкретного цвета на веревочку, продолжаем учить детей работать  вместе и находить место своей работе на общем фоне, закрепляем прием надавливания на веревочку, активация словаря, закрепление основных цветов, воспитывать желание работать самостоятельно.

 

Декабрь

1неделя

Раздел «Растительный мир»

Тема «Зимний лес»  

(с элементами рисования)

Показать прием- размазывания из столбика, закрепить прием прямого раскатывания, активация словаря, воспитывать усидчивость и желание доводить начатое до конца.

 

 

 

 

Декабрь

2 неделя

Раздел «Рукотворный мир»

Тема «Снеговик» (с элементами рисования)

Закреплять умение создавать композиции  на основе интеграции рисования и пластилинографии, продолжать обучать детей размазывать по всей основе не выходя за контур, активация словаря.

Декабрь

3 неделя

Раздел «Природные явления»

Тема «Узоры на окне»

Вызывать желание у детей создавать узоры ,используя различные приспособления: стеки и печатки, закреплять прием  размазывания, развивать творческое восприятие окружающего мира, воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

Декабрь

4 неделя

Раздел «Растительный мир»

Тема «Праздничная елочка»

Показать детям как использовать в работе два приема- размазывания основы и вдавливания, продолжаем обучать не выходить за контур, приучаем к усидчивости.

Январь

3 неделя

Раздел «Животный мир»

Тема «Шубка для зайчика»

Закреплять  умение способом размазывания видоизменять  образ зайчика- летнюю шубку менять на зимнюю, использовать стеку для придания пушистости зайкиной шубки, активация словаря.

Январь

4 неделя

Раздел «Рукотворный мир»

Тема «Тили-тили-тили-бом загорелся кошкин дом» (с элементами аппликации)

Обучать создавать изображение предмета  из большого количества одинаковых деталей(столбиков) с аппликационным дополнением (крыша-треугольник),учить работать на заданном пространстве, учить использовать стеку.

Февраль

1 неделя

Раздел «Рукотворный мир»

Тема «Поезд мчится тук, тук, тук..» (коллективная работа)

Показать детям  как прикреплять готовую форму на плоскости в соответствии с цветом(красные колеса- красный вагон),продолжить учить раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями, расплющивать их между ладошками

Февраль

2 неделя

Раздел «Животный мир»

Тема «Кудряшки для барашки»

Использовать  дополнительный инструмент для создания кудряшек, воспитывать навыки аккуратной работы  с пластилином

Февраль

3 недля

Раздел «Рукотворный мир»

Тема»Воздушные шарики»

Закреплять умение детей размазывать пластилин по круглой и овальной форме, не выходя за контур, учить использовать несколько цветов пластилина, воспитывать навыки аккуратной работы  с пластилином

Февраль

4 неделя

Раздел «Рукотворный мир»

Тема «Мячики для Тани»

Закреплять умение детей способом размазывания закрашивать мячик, продолжить учить использовать несколько цветов в работе, развивать согласованность обеих рук, активизировать словарь.

Март

1 неделя

Раздел «Растительный мир»

Тема «Ромашки для мамы»

Помочь создать композицию на основе готовых элементов(лепестков),вдавливая их вокруг сердцевины цветка, развивать мелкую моторику пальцев, активация словаря.

Март

2 неделя

Раздел «Животный мир»

Тема «Сорокины подружки»

Учить дополнять образ сороки различными деталями(перышки, зерна ит.д.),учить передавать характерные черты через цвет, особенности строения сороки(хвост),закреплять прием надавливания и размазывания.

Март

3 неделя

Раздел «Растительный мир»

Тема «Тюльпан»

Развивать умение детей самостоятельно рисовать стебель  и листья цветка, учить пользоваться предметами заместителями, активация словаря.

Март

4 неделя

Раздел «Животный мир»

Тема «Гусеница на листочке»

Учит прикреплять готовую форму на поверхности основы в определенном порядке(друг за другом),закреплять умение расплющивать диск на основу, развивать согласованность обеих рук.

Апрель

1 неделя

Раздел «Растительный мир»

Тема «Золотые подсолнухи» (коллективная работа)

Закреплять умение детей способом размазывания заполнять сердцевину подсолнуха не выходя за контур, продолжать учить детей работать вместе и находить место своей работе на общем фоне.

 

Апрель

2 неделя

Раздел «Рукотворный мир»

Тема «Кукла-неваляшка»

Показать как прорисовывать детали лица куклы, накладывая пластилин поверх основы, продолжаем обучать детей размазывать пластилин по всей основе не выходя за контур, учить доводить работу до конца.

 

Апрель

3 неделя

Раздел «Рукотворный мир»

Тема «Юла»

Учить использовать несколько цветов пластилина в работе, продолжить обучать работать на ограниченном пространстве, заучивание стихов в игровой форме.

 

Апрель

4 неделя

Раздел «Растительный мир»

Тема «Цветик-семицветик»

Развивать умение детей создавать красивый образ цветка, продолжаем  обучать  размазывать пластилин по сложной форме, не выходя за контур, развивать мелкую моторику пальцев, учить доводить работу до конца.

 

Май

 2 неделя

Раздел «Рукотворный мир»

Тема «Машина»

Закреплять умение детей способом размазывания заполнять сложную форму, не выходя за контур, учить доводить работу до конца, развивать мелкую моторику рук.

 

Май

3 неделя

Раздел «Животный мир»

Тема «Петушок золотой гребешок»

Показать детям, как выкладывать «столбики»  пластилина дугообразно  из одной точки, закреплять умение детей раскатывать пластилин прямыми движениями между ладонями, учить использовать в работе несколько цветов, воспитывать навык аккуратной работы с пластилином.

 

Май

4 неделя

Диагностика

Выявит уровень ручной умелости на конец года.

 

 

 

 

Календарно-тематическое  планирование(5-7лет)

   Дата

        Тема занятия

                 Задачи

Сентябрь

1 неделя

Диагностика

Выявить уровень ручной умелости на начало года.

Сентябрь

2неделя

Вводное занятие «Секреты пластилина»

Познакомить с основными элементами, необходимых для лепки, свойствами пластилина, ознакомить с рабочими инструментами.

Сентябрь

3 неделя

Раздел «Животный мир»

Тема «Домашние животные. Петушок»

Учить из шара скатывать фигуру яйцеобразной формы с помощью пальцев, учить пользоваться стекой(отрезать необходимое количество пластилина), создавать глазки, развивать согласованность обеих рук, учить доводить начатое до конца.

Сентябрь

4 неделя

Раздел «Животный мир»

Тема «Домашние животные. Курочка с цыплятами»

Учить из шара скатывать фигуру яйцеобразной формы с помощью пальцев, учить пользоваться стекой (отрезать необходимое количество пластилина),выявлять особенности строения между петухом, курицей и цыплятами, активация словаря.

Октябрь

1 неделя

Раздел «Животный мир»

Тема «Веселый курятник» (коллективная работа)

продолжать учить детей работать вместе и находить место своей работе на общем фоне, учить самостоятельно выбирать себе персонажа, учить детей передавать настроение персонажей и  их действия.

Октябрь

2 неделя

Раздел «Животный мир»

Тема «Домашние животные. Ослик»

Продолжить  учить приему сплющивания, расчитывать силу нажатия, скреплять между собой детали, используя дополнительное оборудование (зубочистка или спичка),учить изображать действие персонажа, воспитывать желание аккуратно работать с пластилином.

Октябрь

3 неделя

Раздел «Животный мир»

Тема «Домашние животные. Овечка»

Учить видоизменять шар в овал, учить соизмерять пропорции частей туловища животного, учить скатывать маленькие шарики пальцами, передавать настроение персонажа, воспитывать усидчивость .

Октябрь

4 неделя

Раздел «Животный мир»

Тема «Домашние животные. Корова»

Продолжить учить  видоизменять шар в овал, пользоваться стекой, учить соизмерять пропорции частей туловища животного, методом вдавливания создавать пятнышки на туловище, воспитывать любовь к животным, активизировать словарь.

Ноябрь

1 неделя

Раздел «Животный мир»

Тема «На ферме» (коллективная работа)

Учить создавать веселые композиции, самостоятельно выбирать тему композиции, развивать фантазию и творческое мышление.

Ноябрь

2 неделя

Раздел «Животный мир»

Тема «Домашние животные. Собака»

Учить видоизменять  основные формы, при  расплющивании придавать нужную форму, использовать дополнительное оборудование, учить аккуратно  работать с пластилином, воспитывать любовь к животным.

Ноябрь

3 неделя

Раздел «Животный мир»

Тема «Домашние животные. Кошка»

Закрепить знания о внешнем виде кошки (мордочка), учить видоизменять  основные формы, при  расплющивании придавать нужную форму, развивать фантазию.

Ноябрь

4 неделя

Раздел «Животный мир»

Тема «Лучшие друзья» (коллективная работа)

Учить работать в коллективе, совместно придумывать сюжет для композиции, учить видоизменять  основные формы, учить изображать персонажа в действии.        

Декабрь

1 неделя

Раздел «Новый год»

Тема «Новогодняя елка и подарочная коробка»

Продолжить учить видоизменять  основные формы, придавая необходимую, повторение названий геометрических фигур, упражнять в счете до 10,учить пользоваться стекой и зубочисткой, для создания объема, развивать эстетический вкус  и фантазию, побуждать к желанию создавать красивые поделки.

Декабрь

2 неделя

 

Раздел «Новый год»

Тема «Дед мороз»

Учить смешивать цвета, подбирать необходимый для лица, соблюдать пропорции человеческого тела, продолжить учить скреплять детали, учить раскатывать длинные равномерные по толщине  валики.

Декабрь

3 неделя

Раздел «Новый год»

Тема «Снегурочка»

Учить смешивать цвета, подбирать необходимый для лица, соблюдать пропорции человеческого тела, продолжить учить скреплять детали, учить раскатывать длинные равномерные по толщине  валики, учить изображать персонаж в движении.

Декабрь

4 неделя

 

 

Раздел «Новый год»

Тема «Возле новогодней елки» (создание коллективной композиции)

 

 

Продолжить учить создавать композиции на определенную тему, работать в коллективе, развивать фантазию, прививать  доброжелательность, поощрять чувство гордости за проделанную работу.

 

 

 

Январь

3неделя

 

 

Раздел «Животный мир»

Тема «Домашние животные. Кролик»

 

 

Закрепить знания о строении туловища кролика, продолжить учить скатывать маленькие шарики между пальцев, развивать мелкую моторику рук, использовать зубочистку для скрепления деталей, воспитывать любовь к животным.

 

 

 

Январь

4 неделя

Раздел «Животный мир»

Тема «Кролик на морковной грядке»(создание коллективной  композиции)

Продолжить учить смешивать цвета, создавать коллективную композицию, учить лепить овощи(морковь, капусту),развивать фантазию, учить доводить начатое дело до конца.

 

Февраль

1 неделя

Раздел «Транспорт»

Тема «Автомобиль»

Продолжить учить видоизменять  основные формы, придавая необходимую, повторение названий геометрических фигур, учить вырезать стекой, закрепить знания детей о строении автомобиля, познакомить с новым способом создания колес(обертывание валика),учить пользоваться скалкой, вызывать желание конструировать.

 

Февраль

2 неделя

Раздел «Транспорт»

Тема «Пароход»

Продолжить учить видоизменять  основные формы, придавая необходимую, повторение названий геометрических фигур, учить вырезать стекой, закрепить знания детей о строении автомобиля, вызывать желание конструировать.

 

Февраль

3 неделя

Раздел «Праздники»

Тема «Открытка для папы» в технике пластилинография

  Познакомить с техникой пластилинография, учить создавать полуобъмы,  работать на ограниченной поверхности, не выходя за контур, побуждать желание делать подарки для своих близких.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

 

Февраль

4 неделя

Раздел «Растительный мир»

Тема «Цветы»

 Познакомить с многообразием цветов, учить смешивать цвета, использовать дополнительное оборудование, воспитывать чувство прекрасного.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

 

Март

1 неделя

Раздел «Праздники»

Тема « Букет из роз»

Закрепить умение расплющивать, соединять детали поэтапно, пользоваться стекой и зубочисткой, развивать мелкую моторику рук , учить создавать композицию из цветов самостоятельно, воспитывать чувство прекрасного, побуждать желание делать подарки для близких людей.

 

Март

2 неделя

Раздел «Животный мир»

Тема «Морские обитатели. Черепаха»

Учить пользоваться пластиковым ножом, разрезать шар на одинаковые половины, отщиплять маленькие кусочки пластилина, скатывать маленькие шарики пальцами, развивать мелкую моторику пальцев, упражнять в счете до 10,воспитывать желание довести начатое до конца.

 

Март

3 неделя

Раздел «Животный мир»

Тема «Морские обитатели. Тюлень»

Познакомить с животным и местом его обитания, учить раскатывать из шара валик с заостренными концами, закрепить знания о геометрических фигурах.

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Март

4 неделя

Раздел «Животный мир»

Тема «Морские обитатели. Пингвин»

Познакомить с животным и средой его обитания, закрепить понятие конусовидный валик, учить расплющивать шар, придавая нужную форму, развивать логическое мышление, воспитывать любовь к животным.

Апрель

1 неделя

Раздел «Праздники»

Тема «Пасха» (обучающее занятие)

Рассказать о празднике, о подарках и о том как их  украшают, показать используемые орнаменты и узоры для украшения.

Апрель

2 неделя

Раздел «праздники»

Тема «Пасха»

Учить пользоваться скалкой для раскатывания тонкого пласта, пользоваться ножом, создавать узоры и орнаменты, использовать несколько цветов в работе, развивать мелкую моторику рук, активация словаря, воспитывать чувство прекрасного.

Апрель

3 неделя

Раздел «Животный мир»

Тема «Животные Африки. Лев.»

Познакомить с животным и средой его обитания, учить передавать настроение животного, скатывать шарики между пальцами, использовать зубочистку для скрепления деталей, учить изгибать валики.

Апрель

4 неделя

Раздел «Животный мир»

Тема «Животные Африки. Крокодил»

Познакомить с животным и средой его обитания, с особенностями строения туловища и характерными признаками, упражнять в счете до 15,скатывать маленькие шарики  между пальцев, учить отщиплять необходимое количество пластилина, развивать логическое мышление.

Май

2 неделя

Раздел «Животный мир»

Тема «Животные Африки. Слон.»

Познакомить с животным и средой его обитания, с особенностями строения туловища и характерными признаками, учить делать углубления в готовой форме, не деформируя ее, передавать настроение животного, учить аккуратно работать, воспитывать усидчивость.

Май

3 неделя

Раздел «Животный мир»

Тема «Животные Африки. Жираф.»

Познакомить с животным и средой его обитания, с особенностями строения туловища и характерными признаками, учить изгибать мелкие детали, развивать фантазию, побуждать создавать свой образ животного.

Май

4 неделя

Диагностика

Выявление ручной умелости на конец года.

 

 

Список используемой литературы:

1.Агаян Г.Г. «У солнышка в гостях. Пальчиковые игры» - М.:Карапуз,2004.

2. Анищенкова Е.С.»Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» -М.:АСТ:Астрель,2006.

3.Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения» - М.:ТЦ Сфера,2009.

4.Давыдова Г.Н. «Пластилинография для малышей» - Скрипторий,2003.

5.КурнышеваЛ.Е. Истоки: «Базисная программа развития ребенка - дошкольника» -М.:Карапуз,2001.

6.Лыкова И.А, «Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа»-М.:Карапуз,2007.

7.Шницкая И.О. «Аппликация из пластилина» Д.:Феникс,2008.

8.Янушко Е.А. «Лепка с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей» -М.:Мозайк-Синтез,2006.

9.Лыкова И.А. «Пластилиновое лето.5-10 лет. Лепим с мамой» -М.:Карапуз,2009.

10.Лыкова И.А. «Лепим с папой»- М.:Карапуз,2007.

11.Новацкая М. «Пластилиновые картинки. Рисуем пластилином с детьми» - Спб.:Питер,2014.

12. Игнатова А. «Вектор Пластилина» - М.:ДЕТГИЗ,2013.

13. Р.Орен «Секреты пластилина»- М.:Махаон, Азбука-Атиккус,2012.

 

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 107 городского округа город Уфа Республики Башкортостан

 

 

 

«Утверждаю»

Заведующий МАДОУ

Детский сад № 107

______________    / И.Н.Казакова

на педсовете № 1

от «31» августа 2016г.

Приказ № 116 от «31» августа 2016г.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Название предмета: «ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ»

Возраст: 4-5 лет

Срок реализации программы: 1 год

Руководитель кружка: Зарипова Гульнара Хамитовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уфа 2016-2017гг.

Пояснительная записка.

Актуальность программы.

Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является пластилин. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии. Ведь развитие фантазии у ребенка тесно связано с развитием интеллектуальных способностей. Поэтому, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребенка, его способность представлять перед собой образы предметов, закладывается база для развития интеллекта ребенка. Учеными доказано, если развитие двигательной активности рук отстает от нормального течения, то задерживается и речевое развитие. В процессе занятий с пластилином ребенок проявляет творческие способности, которые благотворно влияют на формирование здоровой и гармонично развитой личности.

Планомерная работа по формированию ручной умелости в детском саду и семье способствует:

•        развитию речи, воображения, фантазии, смекалки;

•        получению углубленных знаний о качестве и возможностях различных материалов;

•        закреплению положительных эмоций;

•        возникновению желания трудиться и овладевать особенностями мастерства;

•        подготовке ребенка к последующему обучению в школе.

 У детей снижается утомляемость, повышается работоспособность, активизируются мыслительные, психические процессы. Дети становятся более открытыми, раскрепощенными, активными, добрыми и отзывчивыми, уверенными в своих силах и возможностях. У них повышается коммуникабельность, они учатся общаться, дружить, работать в коллективе.

Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребёнку освоить объём, сделать картинку рельефной и за счёт этого более выразительной и живой. А еще это хороший способ дать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку.

Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:

•        «Художественная литература», где используются произведения познавательной направленности.

•        «Коммуникация», где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем.

•        «Познание», где осуществляется закрепление образов и понятия о живой и не живой природе.

Цель: развитие ручной умелости у детей 4-5 лет, через укрепление мелкой моторики пальцев рук, и организацию совместного творчества детей и взрослых.

Задачи:

•        развивать и укреплять мелкую моторику рук;

•        развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки;

•        развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; учить самостоятельно создавать художественные образы;

•        способствовать формированию установки на получение качественного результата и преодоление частых неудач, неизбежных в процессе его получения.

 

 

 

 

 

Основные направления:

1. Лепка объемных предметов.

Основные приемы: скатывание, оттягивание, раскатывание,  защипывание, вдавливание, сглаживание и т.д.

Материал: пластилин,  доска для лепки, стеки, бусинки разных размеров, тканевые салфетки, зубочистки, трубочки.

2. Пластилинография.

Основные приемы: направления размазывания – сверху вниз, слева направо.

Материал: плотный картон (белый и цветной), пластилин восковой и шариковый, стеки, бусинки разных размеров, колпачки фломастеров, зубочистки.

Основные принципы:

1.      Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.

2.      Принцип гуманистичности - индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.

3.      Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку.

4.      Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.

5.      Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы.

 

 

 

 

 

Ожидаемые результаты:

Активное использование лепных навыков в самостоятельной продуктивной деятельности детей, расширение кругозора, укрепление мелкой моторики и овладение грамотной устной речью.

В занятиях используется чтение веселых стихотворений, которые можно использовать как – стихи рассказанные руками или пальчиковая гимнастика.

Занятия проводятся 1 раз в неделю с октября по май (28 часов), длительностью 20 минут, по подгруппам в 10 человек.

Структура занятий:

1.      Вводная часть: организационный момент, интеграция (чтение худ. литературы, пальчиковая гимнастика).

2.      Основная часть: объяснение и практическая деятельность.

3.      Заключительная часть: пальчиковая игра и подведение итогов – похвала детей за труд и красоту созданной композиции.

Пластилинография.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется осуществление замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

Основой каждого такого занятия является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии.

Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте и к использованию разнообразных приёмов: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой. Важное значение начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают приём «вливание одного цвета в другой».

Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно - образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка. Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии детей. Такие занятия будут способствовать не только овладению детьми практическими навыками, но и научат их любоваться природой, бережно к ней относиться, помогут проникнуться любовью даже к самому маленькому, неказистому цветку. И тогда дети никогда бездумно не сорвут, не затопчут, не причинят вреда растению сами и остановят от неразумного шага других.

 

Работа с родителями.

Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских учреждениях. Цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, едины: воспитать здоровых, всесторонне развитых людей, горячо любящих свою Родину. В семье, несмотря на постоянно возрастающий культурный уровень людей, взрослые члены семьи не всегда имеют достаточные педагогические знания, не умеют установить правильные отношения между собой и с ребенком, не проявляют достаточной заботы о гармоничном развитии его личности. Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей предусматривает ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с детьми. Важно, чтобы родители заботились об эстетическом развитии своих детей, чтобы литература, музыка, произведения живописи, народное творчество, ручной труд прочно входили в жизнь семьи.

Формы работы с родителями разнообразны: живое слово, показ воспитательной работы, организация выставок и мастер-классов, проведение консультаций, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада и др. Ведется эта работа в двух направлениях: индивидуально и с коллективом родителей.

 Индивидуальные формы работы с родителями — это беседы, консультации, поручения родителям и т. п. Для коллектива родителей организуются общие консультации, выступления на родительских собраниях, мастер - классы, выставки, дни открытых дверей и т. д.

Общаясь с родителями индивидуально, есть возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути действенной помощи ребенку, дать родителям конкретные советы. Чтобы привлечь родителей к работе с детьми дома по развитию мелкой моторики, в родительские уголки групп помещаются консультации (Приложение 2). Родители заинтересовались на мастер-классе или посетив выставки работ увидели успехи детей, стали приносить различный материал для изготовления поделок и начали заниматься дома. Участие родителей всегда стимулирует работоспособность детей и повышает интерес к играм и занятиям по развитию мелкой моторики.

Список литературы:

1.      Конощук С. «Фантазии круглый год», – М.: Обруч, 2011.

2.      Лыкова И.А. «Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолете и в машине времени» Занятия в ИЗОстудии. – М.:Карапуз, 2010.

3.      Давыдова Г.Н. « Пластилинография» № 1, 2, 3, 4. – М.: 2009.

4.      Морозова О.А. «Волшебный пластилин». – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

5.      Рони Орен «Секреты пластилина». – М.:Махаон, Издательская Группа Аттикус, 2009.

6.      Новацкая М. «Пластилиновый зоопарк» – Питер, 2010.

7.      Зайцева А. «Чудесный пластилин: лепим вместе с детьми», – М.: Эксмо, 2011.

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематический план занятий по пластилинографии
с детьми средней группы (4-5 лет)

Неделя

Тема

Программное содержание

Сентябрь

1-я

"Вылепи игрушку"

Напомнить детям свойства пластилина, закрепить приемы его использования: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части изделия к другой

2-я

"Радуга - дуга"

Ознакомить детей с техникой пластилинографии, приемами выполнение декоративных налепов разной формы, вливания одного цвета в другой

3-я

"Яблоки поспели"

Продолжать освоение приемов пластилинографии. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе

4-я

"У меня в цветнике звездочки зажглись"

Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира, научить замечать и любоваться природными формами растений. Представить осенний цветок астру. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: скатывать длинные колбаски и делить их стекой на равные части, перекручивать пластилиновые колбаски в жгутики, наносить рельефный рисунок поверх пластилиновой основы

 

 

Октябрь

1-я

"Грибы-грибочки выросли в лесочке"

Формировать у детей обобщенное понятие о грибах. Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет. Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый, способный принимать заданную форму

2-я

"Улитка-улитка, высунь рожки, ступай по дорожке"

Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (раскатывания и сплющивания)

3-я

"Божья коровка,
улети на небо"

Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомого. Развивать умение находить с помощью взрослых ответы на вопросы, возникающие в ходе выполнения работы

4-я

"Золотая рыбка"

Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъеме, используя нетрадиционную технику рисования пластилином. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различный бросовый материал. Развивать детское творчество

 

Ноябрь

1-я

"Подарок для Хрюши" (И. А. Лыкова "Лепим сказку" Г.Н. Давыдова " Пластилинография. Анималистическая живопись")

Закреплять представления детей о домашних животных, особенностях их внешнего вида. Продолжать знакомить со свойствами пластилина. Учить детей достигать выразительной передачи формы, цвета, изображений мелких деталей объекта. Воспитывать аккуратность в работе с пластилином. Вызвать желание дарить подарки

2-я

"Осень золотая"

Вспомнить с детьми осенние приметы. Продолжать учить их создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета. Закреплять умения и навыки работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовой поверхности. Развивать мелкую моторику рук

3-я

"Кругом цветные зонтики раскрылись под дождем"

Формировать интерес к осенним явлениям. Учить достигать выразительности создаваемого образа посредством точной передачи формы и цвета. Стимулировать активную работу пальцев рук

4-я

"Жил на свете кот котишка по прозванью хитрый Тишка"

Формировать у детей обобщенное понятие о домашних животных – кошках: живут дома, бывают разных окрасов, имеют когти, усы и т. д. Развивать умение находить связи между формами реального и изображаемого животного, передавать их природные особенности и цвет. Продолжать учить пользоваться стекой, передавать структуру шерсти животного

Декабрь

1-я

"Белая снежинка мне на ладошку села"

Беседовать с детьми о зиме. Формировать эмоциональное восприятие окружающего мира, реалистическое представление о природе и снегопаде как природном явлении. Используя пластилинографию, учить детей выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок. Поощрять инициативу и самостоятельность в создании снежинки с помощью пластилина

2-я

"Снеговик"

Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Развивать мелкую моторику рук. Украшать работу, используя разнообразный бросовый материал

3-я

"Новогодние шары так прекрасны и важны"

Формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках. Создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать узор для своего шарика

4-я

"Елка новогодняя огоньками светится"

Учить создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей при украшении елочки. Развивать мелкую моторику рук

 

 

 

Январь

1-я

"Зимняя картина"

Ознакомить детей с понятием "пейзаж". Воспитывать интерес к природе в разное время года. Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности изображаемым объектам. Развивать чувство цвета, закрепить знания об оттенках белого

2-я

"Яблоки на тарелочке"

Ознакомить детей с понятием "натюрморт". Предложить им самостоятельно составить композицию из трех яблок. Продолжать учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности фруктов: оригинальную форму и расцветку. Развивать глазомер и цветовосприятие

3-я

"Вот что я умею"
(самостоятельная
деятельность детей)

Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других

4-я

"Белая, ах какая белая зима!"

Обобщить с детьми признаки зимы. Рассмотреть деревья после снегопада и посредством пластилинографии изобразить их на картине

Февраль

1-я

"Кактус в горшке"

Расширять представления детей о комнатных растениях. Развивать практические умения и навыки при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности

2-я

"За окошком снегири"

Обобщить представления детей о зимующих птицах. Разобрать особенности внешнего вида снегиря. Побуждать детей точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопоставлять размер

3-я

"Галстук для папы"

Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Развивать творческое воображение. Формировать навыки самостоятельной работы

4-я

"Сердечки" (самостоятельная работа детей)

Развивать творческое мышление. Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме работы. Развивать мелкую моторику рук

Март

1-я

"Мы веселые матрешки"

Приобщать детей к миру искусства, развивать фантазию творчества, воображение, наглядно-образное мышление, зрительную память. Закреплять представления о цвете и размерах предметов

2-я

"Мир похож на цветной луг" (коллективная работа детей)

Воспитывать у детей доброжелательность, чувство сопереживания, аккуратность в процессе рисования пластилином. Продолжать развивать познавательный интерес к природе, живым цветам. Учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности растения: оригинальную форму и расцветку лепестков. Продолжать развивать глазомер и цветовосприятие

3-я

"Подводное царство"
(коллективная работа)

Обобщить представления детей об обитателях подводного мира. Продолжать осваивать приемы работы с пластилином: преобразовывать шарообразную форму в овальную, выгибать исходную форму в дугу, выполнять налепы на готовую основу изображаемого объекта. Развивать эстетическое и образное мышление

4-я

"Розы для принцессы"

Развивать умение восхищаться природными формами живых цветов и преобразовывать их в декоративные. Совершенствовать умения и навыки работы с пластилином. Учить составлять композицию из цветов и листьев, ритмично располагая их на горизонтальной поверхности

Апрель

1-я

"Душистый снег"

Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве. Учить изображать ветку цветущего дерева с помощью пластилина, композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином

2-я

"Волшебное яичко"

Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира. Поощрять инициативу и самостоятельность в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме занятия

3-я

"Весна идет, весне дорогу"

Формировать у детей интерес к пробуждающейся весенней природе, дать представление о первоцветах. Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином. Продолжать развивать мелкую моторику рук

4-я

"Проснулись жуки, червячки и другие насекомые"

Обобщить представление о насекомых. Развивать умение работать в коллективе дружно и аккуратно, творческое и образное мышление детей. Поощрять инициативу детей и желание дополнить композицию

Май

1-я

"Не стареют душой ветераны"

Провести беседу с детьми о защитниках нашей Родины. Предложить выполнить портрет ветерана в технике пластилинографии. Поощрять детей за дополнительные детали в работе. Оформить выставку пластилиновых картин

2-я

"Веселый зоопарк"

Обобщить представления детей об обитателях зоопарка. Предложить им самостоятельно выбрать животное и нарисовать его. Поощрять самостоятельную деятельность. Оформить тематическую выставку работ "Наш веселый зоопарк"

3-я

"Незабудки"

Продолжить знакомство детей с миром природы. Закрепить умение скатывать пальчиком короткие отрезки в шарики кругообразными движениями. Стимулировать активную работу пальцев рук

4-я

"Земляника"

Способствовать расширению знаний детей о многообразии видов и форм растений. Закреплять познавательный интерес к природе. Продолжить обучение созданию композиции из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия картины. Способствовать развитию формообразующих движений рук в работе с пластилином