КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "ЦЫПЛЯТКИ ПИШУТ ЛАПКОЙ"

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

 

ЦЫПЛЯТКИ ПИШУТ ЛАПКОЙ

 

 

                                                           Логопед:  Григорьева Н. В.   

 

Письмо, как вы знаете, это тоже речь, только ее мы не слышим, а видим. Многие дети с трудом осваивают такую премудрость. А сколько слез при этом бывает пролито, сколько карандашей и ручек изгрызено1 Все нарушения письменной речи называются грозным словом ДИСГРАФИЯ. Как избежать проблемы?

К сожалению, в наш суматошный век потребность в чтении и письме у детей как-то постепенно отмирает… Говорят, школьники скоро будут выполнять свои письменные работы на компьютере, а с произведениями классической литературы знакомиться в домашнем кинотеатре. Но то в недалеком будущем, а пока нашим детям приходится традиционно пользоваться ручкой, тетрадкой и учебником. А раз так, приучать детей к работе с этими предметами необходимо еще в дошкольный период. И соответственно формировать навыки грамотного письма тоже.

К нарушению письменной речи могут привести различные причины. Например, несформированность звукового анализа и синтеза. Некоторые дети не в состоянии на слух разделить предложение на слова, слова на слоги, слоги на звуки. В этом случае в письменных работах учеников неизбежны перестановки букв, слогов и их пропуски, добавление лишних, а также слитное написание предлогов и даже нескольких слов. В тетрадях получается сплошная абракадабра из загадочных буквосочетаний, непонятных нам, взрослым… Да и сами дети вряд ли смогут прочесть, что написали. Дисграфия очень часто проявляется на фоне нарушенного фонематического слуха. Ну, вот не слышит дитя звуки в словах, и все! Соответственно не может отличить звук «Ч» от «Щ», «К» от «Г», «П» от «Б» и т.д. Эта дисграфия называется АКУСТИЧЕСКОЙ. Она проявляется в заменах согласных (по глухости – звонкости, твердости – мягкости, свистящих – шипящих и т.д.). И тогда малыш пишет «куси» вместо «гуси», «пуква» вместо «буква», «Чука» вместо «щука», «сыска» вместо шишка, «заба» вместо «жаба» и прочее. Возможно, у ребенка в раннем возрасте отмечались аналогичные замены и в произношении. А раз так, подобное «графическое косноязычие» это – отголоски речевых дефектов. Не исключена и неразбериха с гласными! Они будут заменяться самым нелепым образом: «куска» (кошка), «какошка» (кукушка),»рыка» (река) и еще множество всевозможных перлов! Очень часто при акустической дисграфии школьник не может обозначить на письме мягкость согласного и пишет соответственно : «палто», «луди», «взал» (пальто, люди, взял). Чтобы подобные ошибки не появлялись в тетрадях, необходимо, во-первых, вовремя  (до 5-6 лет!) правильно поставить и ввести в речь ребенка ВСЕ звуки. Во-вторых, научить малыша еще в дошкольном возрасте (5-7 лет) отличать похожие звуки на слух. Для этого существует множество игр на развитие фонематического слуха.

И еще одна разновидность дисграфии, приобретающая поистине катастрофический масштаб среди нынешних первоклассников, это – ОПТИЧЕСКАЯ. Она встречается при нарушении пространственных представлений и может проявиться в зеркальном написании букв: С, Э, К, Б, Д и т.д. А еще в смешении похожих по начертанию букв: М – Л, П – Н,П – И, Ц – Щ, Ш – И, Х – К и прочих. Очень часто оптическая дисграфия (особенно зеркальное письмо) встречается у левшей.

 

Учение и труд все перетрут

Как известно, лучшей формой обороны считается наступление. Борьбу с оптической дисграфией нужно начинать задолго до поступления ребенка в школу. Поэтому сенсорное восприятие (узнавание цвета, формы, также величины предметов) необходимо развивать буквально  с пеленок. Если вы будете неустанно называть вслух, какого цвета та или иная игрушка, даже неговорящий еще карапуз на вашу просьбу: «Дай мне красный кубик» выберет из предложенных именно его.

Со временем надо будет познакомить кроху с фигурами: кругом, квадратом, овалом, ромбом, полукругом. Купите набор, а еще лучше – сделайте его из цветного картона (все геометрические фигуры должны быть разными по величине и цвету!). А теперь по вашему заданию пусть малыш отберет только овалы или только фигуры синего цвета и т.д. Или так. Предложите ребенку соотнести  форму геометрических фигур с реальными предметами, которые его окружают.

Необходимо развивать и зрительную память крохи. Поиграйте с ним в развивающие игры. Сначала они будут совсем простенькими, например «Что пропало?» Начинайте с 3-4 предметов, увеличивая их количество до 10 и более. Вместо игрушек можно использовать и любые другие предметы. Далее возьмите для запоминания предметные картинки, затем геометрические фигуры, потом цифры и, наконец, буквы. Ведь ради них-то мы и затеяли эту игру. Как вы понимаете, между первым и последним вариантом такого занятия может пройти пять и даже более лет…

А вот еще одна игра (для детей 4-7 лет). Сначала малыш запоминает 3-6 картинок (возможны варианты). Затем взрослый берет их и добавляет еще несколько. Ребенку предлагается отобрать среди картинок те, что были предъявлены вначале.

Однако пора перейти к более сложным заданиям. Здесь важно не упустить время! Пригодится игра «Сделай, как было!». Принцип последовательности в работе тот же: сначала предметы, затем картинки, потом геометрические фигуры, цифры и, наконец, буквы. Раскладываете 4-10 предметов (картинок, фигур, цифр ит.д.). Потом все переставляете местами, а малыш должен восстановить первоначальную последовательность. Когда будете работать с буквами, выкладывайте слова. Ничего страшного если ребенок не умеет читать! Вам ведь на данном этапе важно развивать его зрительную память! Малыш будет видеть правильные образы слов и стараться их запомнить, а значит, они непроизвольно отпечатаются в его памяти. Это и есть ступенька в овладении чтением и письмом.

Для будущего школьника очень важно научиться ориентироваться в пространстве. А то как же он сможет читать и писать? Ведь для этого надо будет найти начало страницы, строки, читать и писать слева направо, а не наоборот… Проверьте, знает ли малыш, что значит: верх, низ, право, лево, вперед, назад. Сначала предложите все это показать рукой. Справился? Переходим к более трудным заданиям: «Правой ручкой дотронься до левой ноги», «Левой ладошкой закрой правый глазик» и т.д. Когда все это будет получаться без путаницы и уверенно, можно усложнить условия игры. Поместите на середину стола кубик и дайте малышу следующие поручения: «Положи справа от кубика мишку, слева от кубика – машинку, над кубиком – самолет, а под кубиком – мячик».Следующее задание поможет малышу научиться ориентироваться на листе бумаги. Итак, в центре листа пусть нарисует круг, справа от него – квадрат, слева – овал, внизу, под кругом – треугольник, а вверху ромб. Можете с каждым разом все более усложнять задание, используя при этом и буквы (разумеется, если ребенок их знает и уже научился писать!).

Для развития зрительного анализа и  синтеза 4-6 летних детей очень пригодятся спички и счетные палочки. Из них получатся: геометрические фигуры, домики, человечки, машины, животные и масса самых разных предметов! Наконец, из них можно складывать буквы! Попробуйте, ребенку наверняка понравится такое занятие. Вначале кроха будет выполнять его по образцу, а затем уже по памяти.

А теперь высший пилотаж! Вы рисуете какой-либо один элемент задуманной буквы, а ребенку предстоит догадаться, что же это за буква, и дорисовать ее недостающие части.

 Очень полезно искать общее в начертании букв и предметов. Например, на что похожа буква Р? На топор, флажок, настольную лампу и т.д.

В заключение пусть будущий школьник научится искать сходство и различие в самих буквах. Ведь некоторые из них так похожи! Например, И – Н, Г – Т, З – В, Р – Ь и т.д.

Наверняка в любом доме найдутся старые истрепанные детские книжки с крупным шрифтом, которые давно хотели выбросить, да как-то рука не поднималась. Вот и хорошо, что не поднялась, потому что они еще очень даже пригодятся! Дайте ребенку страницу такой книги и попросите зачеркнуть красным карандашом букву А, а синим – О (возможны варианты). Проверьте, не пропустил ли малыш при выполнении задания эти буквы? Пофантазируйте, что бы еще придумать?

Не сомневайтесь, что, освоив все эти игры, ваш ребенок никогда не услышит грозное слово ДИСГРАФИЯ!