Консультация для воспитателей «Речь - система ее коррекции»

 

Консультация для воспитателей

«Речь -  система ее коррекции»

  

 

Логопед: Григорьева Н.В.             

 

Формирование грамматического строя речи (словоизменения, синтаксиче­ской структуры предложения) осуществляется лишь на основе определенного уровня когнитивного развития ребенка. Так, при формировании словоизмене­ния, ребенок, прежде всего, должен уметь дифференцировать грамматические значения (значение рода, числа, падежа и др.), так как, прежде чем начать ис­пользовать языковую форму, ребенок должен понять, что она означает. При формировании грамматического строя речи ребенок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружаю­щих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи.

Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребенка про­исходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматиче­ские формы слов.

С учетом тесного взаимодействия морфологиче­ской и синтаксической системы языка, им выделяются следующие периоды форми­рования грамматического строя речи.

I период – период предложений, состоящих из аморфных слов-корней (от 1года 3 мес. до 1 года 10 мес.). Этот период включает два этапа:

1)          этап однословного предложения.

2)       этап предложений из нескольких слов-корней.

Первый этап 1периода (1 год 3 мес.- 1 год 8 мес.). На этом кратковремен­ном этапе ребенок использует лишь отдельные слова в роли предложения (од­нословные предложения). В речи ребенка лишь небольшое количество слов, ко­торые он использует для выражения  своих желаний, потребностей, впечатле­ний. При этом для уточнения смысла своего высказывания ребенок часто ис­пользует жесты, интонацию. Первые слова, которые употребляет ребенок, не имеют определенной грамматической формы, это аморфные слова-корни. В различных предложениях они используются в одинаковом звуковом оформле­нии, без изменения. Основную часть слов составляют существительные, обо­значающие названия лиц, предметов, звукоподражания (бух, би-би, му, мяу), лепетные слова (ди, моко).

Второй этап I периода (1 год 8 мес – 1 год 1 мес.) -  этап  предложений  из нескольких слов-корней.

На этом этапе ребенок объединяет в одном высказывании сначала два, за­тем три слова, т.е. в речи ребенка появляется фраза. Грамматическая связь меж­ду словами отсутствует. Ребенок объединяет слова в высказывания, связывая их только интонацией, общностью ситуации. При этом слова используются в предложениях в одной и той же аморфной, неизменяемой форме. Существи­тельные употребляются либо в именительном падеже единственного числа, ли­бо в усеченной, искаженной, неизменяемой форме. Глаголы представлены либо в неопределенной форме, либо в форме 2-го лица единственного числа повели­тельного наклонения (дай, ниси, цать).

Анализ детских высказываний этого этапа показывает, что дети улавливают из речи окружающих лишь общее содержание, общий смысл слова, выра­женный в его лексической основе. Формально-знаковые средства языка не дифференцируются, остаются вне сферы его восприятия. Так, при восприятии различных форм слов (дом, дома, домой- домом и т.д.) ребенок воспринимает лишь общую часть этих слов (дом).

При комбинировании аморфных слов - корней ребенок еще не ставит и не может решить, задачу выбора нужной грамматической формы и  употребляет одинаковую форму слова в различных словосочетаниях.

II период – период усвоения грамматической структуры предложения (1год 10 мес. – 3 года). Этот период состоит из трех этапов:

1)    этап формирования первых форм слов (1 год 10 мес. – 2 года 1 мес.);

2) этап использования флексийной системы языка  для выражения синтак­сических связей слов (2 года 1 мес. – 2 года 6 мес.);

3) этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отноше­ний (2 года 6 мес. – 3 года).

Первый этап II периода характеризуется появлением первых форм слов. На этом этапе формирования грамматического строя речи дети начинают заме­чать различную связь между словами в предложении.

В отличие от предыдущего этапа, на котором все слова использовались в одинаковой, неизменяющейся форме, на этом этапе ребенок начинает исполь­зовать в речи различные формы одного и того же слова.

Первыми грамматическими формами существительных являются следую­щие: формы именительного падежа единственного числа и множественного числа с окончаниями –ы, -и ( фонетически всегда –и по причине смягчения со­гласных), формы винительного падежа с окончаниями –у (кису, куклу), иногда появляются формы родительного падежи с окончанием –ы (нет кисы), оконча­ние –в для обозначения места ( толе вместо на столе ), при этом предлог не употребляется.

Первыми грамматическими формами глаголов являются: повелительное наклонение 2-го лица единственного числа (иди, неси, дай), формы 3-его лица единственного числа настоящего времени, без чередования в основе (сидит, спит), возвратные и невозвратные глаголы.

К двум годам появляются прилагательные, чаще  всего в форме имени­тельного падежа мужского или женского рода, но без согласования с существи­тельными.

Таким образом, в речи ребенка начинают обозначаться первые граммати­ческие отношения между словами: согласование существительных в имени­тельном падеже единственного числа с глаголом изъявительного наклонения (матик играет), некоторые формы управления глаголом (дай кису). Однако в речи ребенка имеется большое количество аграмматизмов.

На этом этапе отмечается расширение структуры предложения до 3 – 4 слов (Таня играет кука).

Второй этап II периода – этап использования системы флексий для выра­жения связей слов (от 2 лет 1 мес. до 2 лет 6 мес.).

Словоизменение в русском языке характеризуется большим разнообразием флексий, которые систематизируются при формообразовании в различные типы склонений имен и спряжений глаголов. Из-за сложности флексийной системы ребенок не может одновременно усвоить все формы словоизменения.

Последовательность усвоения ребенком грамматических форм слов опре­деляется семантической функцией и частотностью использования в речи окружающих.

Общей тенденцией детской речи является первоначальное усвоение наибо­лее частотных флексий. В течение определенного времени дети используют только одно, наиболее продуктивное окончание, которое Д. Н. Гвоздев называ­ет «главенствующим». Другие варианты окончаний, выражающих то же грам­матическое значение, отсутствуют в речи, оказываются вытесненными, они за­меняются продуктивными флексиями. Так, формы существительных родитель­ного падежа множественного числа имеют несколько вариантов окончаний; -ов, нулевое окончание, -ей, среди которых продуктивной флексией является окон­чание –об. В связи с этим длительное время в речи детей наблюдаются замены непродуктивных флексий окончанием –ов (много ложков, ножов).

Чем больше флексий используется в языке для выражения одного и того же грамматического значения, тем труднее усваиваются эти формы.

Характерной чертой детской речи на этом этапе является стремление к унификации основы различных форм слова. Вначале отмечается однозначное соединение корня и флексии, что выражается в отсутствии чередования, бегло­сти гласных (молотоком, левы,  человеки).

Таким образом, на начальном этапе ребенок усваивает наиболее общие, наиболее продуктивные правила формообразования (систему, по С. Н. Цейтлин), позже овладевает частными правилами, исключениями из общего правила (нормой языка), происходит дифференциация внутри системы языка.

На этом этапе в детской речи встречается еще много грамматических не­точностей. Одни флексии заменяются другими, но в пределах одного грамма­тического значения.

Среди грамматических форм существительных усваиваются беспредлож­ные формы косвенных падежей: винительного, родительного, творительного.

В речи детей наблюдается дифференциация форм единственного и множе­ственного числа глаголов изъявительного наклонения, усваивается изменение по лицам (кроме 2-го лица множественного числа), разграничиваются формы настоящего времени, однако в прошедшем времени еще смешиваются формы мужского, женского и среднего рода.

Словоизменение прилагательных еще не усвоено, в речи детей наблюдает­ся как правильное, так и неправильное согласование прилагательного с сущест­вительным. Во множественном числе прилагательные правильно употребляют­ся лишь в именительном падеже. В ряде случаев прилагательные употребляют­ся после существительных.

Личные местоимения уже усвоены.

В устной речи детей на этом этапе появляются некоторые семантически простые предлоги: в, на, у, с, но их употребление не всегда соответствует язы­ковой норме, наблюдаются замены предлогов, смешение окончаний.

Происходит расширение и усложнение структуры предложения до 5-8 слов, появляются сложные предложения, сначала бессоюзные, затем сложносо­чиненные предложения с союзами.

Третий этап II периода – этап усвоения служебных, слов для выражения синтаксических отношений (от 2 лет 6 мес. до 3 лет). Характерной особенно­стью нормального речевого развития является то, что усвоение предлогов про­исходит лишь после усвоения основных наиболее функциональных граммати­ческих элементов языка – флексий.

На начальных этапах речевого развития в детской речи отсутствуют пред­логи (на столе – толе). Но этот период непродолжителен. Научившись выделять и использовать флексию, ребенок затем вводит в эту конструкцию и недостаю­щий третий элемент – предлог, выражая лексико-грамматическое значение с помощью предлога и флексии.

На этом этапе ребенок правильно употребляет простые предлоги и многие союзы, но при употреблении более сложных предлогов (из-за, из-под) наблю­даются аграмматизмы.

Продолжается усвоение более частных правил словоизменения, в том чис­ле дифференциация морфологической системы склонения существительных: усвоение окончаний множественного числа –ов, -ами, -ах, падежных окончаний именительного падежа множественного числа –а, -на (ро­га, стулья).

На этом этапе закрепляется согласование прилагательных с существитель­ными в косвенных падежах.

В речи детей на этом этапе происходит дальнейшее развитие сложносочи­ненного и сложноподчиненного предложений, усваиваются многие служебные слова.

Таким образом, в основном усваиваются многие грамматические формы. Однако в полной мере морфологическая система языка еще не усвоена.

III период – период дальнейшего усвоения морфологической системы (от 3 до 7 лет).

В этот период ребенок систематизирует грамматические формы по типам склонения и спряжения, усваивает многие единичные формы, исключения. В этот период значительно сокращается свободное использование морфологиче­ских элементов (словотворчество), так как ребенок овладевает не только общи­ми правилами грамматики, но и более частными правилами, системой фильт­ров, накладываемых на использование общих правил.  В речи детей до 4 лет иногда еще встречаются случаи неподвижного ударения при словоизменении (на коне), тенденция унификации основы (пени, левы). После 4 лет такого рода окказионализмы исчезают из детской речи, остаются лишь нарушения чередо­вания в основах глагола (заплатю).

Усваивается согласование прилагательного с существительным в косвен­ных падежах, глагольное управление.

Таким образом, к школьному  возрасту ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического вла­дения языком является очень высоким, что позволяет ребенку в школьном воз­расте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.

 

 Технология формирования грамматической стороны речи у детей.

 В настоящее время  в работе с детьми по преодолению лексико-грамматического недоразвития используется технология формирования грамматической стороны речи, разработанная Жуковой Н.С.

В основе поэтапного формирования грамматической стороны речи лежит обучение дошкольников использованию различных видов предложений.

I этап – однословное предложение

Этот раздел предназначен для работы с неговорящими детьми. На этом этапе идет развитие понимания речи и активизация речевого подражания.

II этап – первые формы слова

Особое внимание на этом этапе уделяется различению единственного и множественного числа существительного и множественного числа существительных и глаголов, а так же ведется работа над правильностью употребления детьми форм именительного и винительного падежей одних и тех же слов.

III этап – двухсловное предложение

Основными задачами являются:

- обучение грамматически правильному построению предложений (именительный падеж существительного + согласованный глагол третьего лица настоящего времени);

- продолжение работы по различению грамматических форм слова.

IV этап – предложения из нескольких слов

Цель – обучение составлению простых предложений разных типов из 3 – 5 слов, выражая связь между словами с помощью «главенствующих» окончаний.

Большое значение здесь уделяется пониманию детьми грамматической формы числа существительных и глаголов, падежных окончаний существительных.

На этом этапе начинается обучение словоизменению. Работу по словоизменению проводят на словах, которые при изменении сохраняют свой интонационно-ритмический рисунок.

 Для более быстрого усвоения грамматической структуры простого предложения используется составление предложений по сюжетным картинкам и демонстрируемым действиям.

На IV этапе дети должны овладеть элементарной разговорно-бытовой речью и научиться словоизменению существительных мужского и женского рода, а также знакомых глаголов.

V этап – расширение объема предложения. Сложное предложение.

Задачами этого этапа являются:

- обучение построению сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;

-   совершенствование словоизменения;

-   обучение согласованию местоимения и прилагательного с существительными.

 В работе над распространенным простым предложением с детьми отрабатываются отдельные словосочетания: прилагательное + существительное, наречие + родительный падеж множественного числа существительного,  идет обучение составлению предложений из 5-7 слов.

Проводится работа по сопоставлению и правильному употреблению грамматических форм глагола (числа, лица, рода, времени).

Переход к составлению сложных предложений осуществляется только после того, как дети научились правильно составлять простые предложения с однородными членами.

Дальнейшее формирование грамматической стороны речи осуществляется в процессе работы по совершенствованию связной речи.