КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Сочини сказку»

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ   ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

«Сочини сказку»

Хотите, чтобы малыш подружился с книгой, научился читать? Только не заставляйте его! Лучше вовлеките в необычную игру.

К сожалению, современные дети, освоив технический навык чтения, часто самостоятельно читать не хотят, потому что не увлечены чтением, не понимают, в чем прелесть этой деятельности, требующей усидчивости и умственных усилий. К тому же детей стали в школе и дома постоянно заставлять читать. А заставлять ребенка что-то делать – значит отучать его от этого. Наконец, свою, в данном случае отрицательную, роль играют и компьютерные игры, и видики. А не читая, малыш не сможет полноценно развить свой интеллект, воображение, не научится разбираться в людях и даже, скорее всего, не усвоит многих нравственных норм. Наконец, его жизнь будет довольно скучной, а он сам даже не догадается об этом.

Видимо, главная проблема родителей детей дошкольников – не обучить детей техническому навыку чтения (это не главное), а увлечь чтением и воспитать у него литературный вкус. Как же это сделать?

Педагог и детский поэт В. А. Левин доказал, что нормальное литературное (читательское) развитие ребенка идет от самостоятельного литературного и языкового творчества к чтению, а не наоборот. Ребенок должен сначала играть с художественными средствами языка, со словом, чтобы ощутить прелесть этой игры. Прежде всего развивать воображение, придумывая несложные тексты, интересные слова, сравнения, шутки, описания – то, чем пользуются писатели, чем интересна художественная литература, а потом начинать самостоятельно читать.

Так что те методы обучения и развития детей, которые предложены здесь, фактически нужны для профилактики нелюбви к чтению.

 

«Придумай прозвище»

 

Для этой игры нужны картинки и фотографии разных животных и людей: их должно быть довольно много, и лучше с характерной внешностью. Задача – придумать каждому персонажу смешное, интересное и подходящее к его внешности прозвище.

Например, толстенькая такса – это Колбаска, или Колбаска с веревочкой (веревочка – это ее хвостик), или Бегемотик. Щетинистый скотчтерьер – щетка; тощая киска с очень длинным телом – Киска-сосиска  и пр. Правило то же:пусть ребенок сочинят сам, а вы – только если у него не получается.

 

«Кто это?»

 

В данной игре все наоборот: прозвище есть, но неизвестно, что это и как оно выглядит. Вот и нужно себе представить и описать неведомое существо.

Прозвища: Кошмарик, Кирпич, Смешнулик, Мамонтик, Кузнечик, Верблюдик, Щука, Генерал, Пуховичок и пр.

 

 

 

 

«Это похоже  на…»

 

Ребенок выходит из комнаты, потом заходит, и вы ему говорите:»Это похоже на…» (допустим, скелет съеденной селедки или на дерево) – он должен отгадать, о чем идет речь. Загадывать можно только то, что есть в комнате и что можно непосредственно увидеть. Потом поменяйтесь ролями – мама выходит, а малыш загадывает.

 

«Закончим стихотворение»

 

Такая игра в объяснениях не нуждается. Понятно, качество рифм тут не важно: было бы смешно и интересно. Вот примеры:

Съел сегодня Людоед

Двадцать порций на обед:

Ел он ………………………..

(дальше - о том, что и кого он ел).

 

Злой сегодня ходит кот,

Несмотря на Новый год:

(надо объяснить – почему).

 

Толстый старый Бегемот

Проглотил Ежа - и вот:

(что было дальше?).

 

«Небывальщина»

 

Помните фольклорное: «Ехала  деревня мимо мужика, вдруг из-под собаки лают ворота»? В таком стиле и надо выдумывать – так, как заведомо не бывает.

 

«Клуб сочинителей»

 

В игре могут участвовать и дети, начиная с 4-летнего возраста, и взрослые. Подчеркнем, что сказку надо придумывать вместе с крохой, но не за него. Постарайтесь заинтересовать ребенка, у него должно быть ощущение, что он это делает сам или почти сам, а не просто получает что-то готовое от мамы.

Постарайтесь только не превращать игру в урок: пусть ребенок с нетерпением ждет, когда мама поиграет с ним в языковые шарады. Пусть это будет для малыша приятным моментом, удовольствием, поощрением и наградой.

 

Распределим роли

 

Как видите, выдумывать подобные сюжеты – дело совсем несложное. Просто как-нибудь попробуйте сделать это, и вы убедитесь, что все пойдет буквально как по маслу. Учтите, что в данном случае литературное качество сочинений абсолютно не имеет значения. Тут важно другое – придумать не только действия (к чему проявляют склонность все ребятишки), но и описать участников происходящих событий (как можно более подробно), включить в текст диалоги, попытаться рассказать о чувствах и переживаниях героев. На первых порах заботу обо всем этом придется взять на себя маме, папе или бабушке. Ребенок же пусть сочиняет действие, постепенно включая в него и другие элементы.