Оказание психолого-педагогической помощи воспитанникам,родителям (законным представителям)
Содержание коррекционной работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей и оказание помощи детям в освоении программы.
Содержание коррекционной работы обеспечивает:
- выявление особых образовательных потребностей детей, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- возможность освоения детьми программы и их интеграции в образовательном учреждении.
-
ДОУ предоставляет психолого-педагогическую и медико-социальную помощь, направленную на:
- выявление, психолого-медико-педагогическую диагностику и коррекцию физического и (или) психического недостатков развития;
- оценку психосоциального развития и изучение средовых факторов;
- разработку индивидуальных учебных программ и организацию индивидуальных и (или) групповых занятий, направленных на формирование навыков общения;
- осуществление психолого-педагогической поддержки;
- информационную и методическую поддержку педагогических работников и иных специалистов образовательных учреждений.
-
В детском саду был проведён структурный анализ существующих развивающих и коррекционных программ и принято решение об их выборе:
Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием».
Работа учителя-логопеда
По данному разделу Программы в работе используется Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.
Возрастная динамика.
В конце обучения ребенок должен приобрести следующие знания и умения:
- формирование полноценных произносительных навыков;
- развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
- развитие у детей внимания к изменению слов и их сочетаний в предложении;
- развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем;
- формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия.
-
Взаимосвязь учителя-логопеда с другими специалистами ДОУ
-
Деятельность педагога-психолога в дошкольном учреждении
Особенности организации деятельности психологической службы
Цель: сохранение психического здоровья и социального благополучия детей.
Задачи:
1. Создавать условия, обеспечивающие благоприятное психическое здоровье детей, их защищенность и комфортность, удовлетворение в эмоциональном и интеллектуальном общении.
2. Изучать социально-психологические проблемы детей и семьи, уделяя внимание индивидуальному развитию, личностному благополучию, способствуя созданию и поддержанию максимально благополучной среды для роста и развития личности ребёнка
3. Обучать детей приемам и навыкам эффективного межличностного общения со сверстниками и взрослыми; развивать поведенческую саморегуляцию.
Направление коррекционной работы:
1. Эмоционально-личностное развитие детей ‒ устранение агрессивности, тревожности, страхов, возрастных изменений в поведении детей, развитие эмоциональной сферы, навыков общения.
2. Познавательное развитие ‒ развитие внимания, воображения, мышления, памяти и других познавательных процессов у детей.
3. Период адаптации ‒ в первые месяцы проведение коррекционной работы по развитию коммуникативных способностей, снятию стресса, созданию благоприятного фона.
Формы работы с детьми:
- Групповая ‒ 1 раз в неделю в течение года, продолжительность занятия в зависимости от возраста детей.
- Подгрупповая ‒ 1 раз в неделю по 30 мин. с детьми «группы развития».
-
Первая подгруппа ‒ гиперактивные дети.
Вторая подгруппа ‒ тревожные дети.
- Индивидуальная ‒ по запросу родителей или педагогов — 1 раз в неделю по 30 минут.
-
Диагностические методики, используемые для дошкольников
-
Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста, Е. А. Стребелева, Е.А. Горбунова.
-
Основными параметрами оценки познавательной деятельности детей раннего и дошкольного возраста считаются: принятие задания; способы выполнения задания; обучаемость в процессе обследования; отношение к результату своей деятельности.
Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников, родителей и педагогов
При организации работы с воспитанниками, их родителями и воспитателями педагог-психолог помогает реализовывать программу ДОУ с учётом возрастных, индивидуальных особенностей ребёнка, личностных качеств, уровня профессиональной квалификации педагогов и специфики семейного воспитания.
Большое внимание уделяется разработке методов поддержания благоприятного микроклимата в группах, индивидуальной работе в процессе адаптации воспитанников к детскому саду.
Особое место отводится работе с воспитанниками, имеющими трудности в общении, поведении, обучении, эмоциональном развитии. Для них проводятся специальные индивидуальные и групповые занятия, что способствует организации благоприятного микроклимата и нормального стиля общения между воспитателями и детьми.
Педагог-психолог играет ведущую роль в проведении мониторинга развития воспитанников раннего и дошкольного возраста и отслеживании показателей развития воспитанников целевым ориентирам, определённым Стандартом дошкольного образования.