"Подготовка к обучению элементам грамоты"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 107 городского округа город Уфа

Республики Башкортостан

 

 

 

 

Принято на педагогическом совете № 4 от 24.05.2016г.

Утверждено  приказом № 74 от 24.05.2016г.

 Заведующий МАДОУ Детский сад № 107

  _____________                       Казакова И.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

НАПРАВЛЕННОСТИ

 

 

 

 

НАЗВАНИЕ  ПРЕДМЕТА: «Подготовка к обучению элементам грамоты» - кружок по подготовке детей к школьному обучению

 


 

Пояснительная записка

 

Программа  «От слова к звуку» составлена на основе авторской  программы                    Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» .

Программа опирается на федеральный Закон «Об образовании». В Программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей.

При системном подходе рассматриваются пути освоения ребёнком языка в единстве сознания и деятельности.

Комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания)

Теоретический подход основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников.

При личностном подходе рассматривается процесс обучения детей с учётом их психофизиологических особенностей.

Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.

 

Актуальность программы

Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям  сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Цель программы: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки  их к усвоению грамоты.

Задачи программы:

образовательные:

  • Формирование и развитие фонематического слуха.
  • Развитие произносительных умений.
  • Учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией.
  • Знакомство со слоговой структурой слова.
  • Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения.
  • Формирование  умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения.
  • Расширение словарного запаса детей.
  • Формирование и развитие звуко -  буквенного анализа.
  • Подготовка руки  ребёнка к письму.

 

Развивающие:

  • Развитие слухового восприятия.
  • Развитие графических навыков.
  • Развитие мелкой моторики.
  •  Приобщение детей к художественной литературе.

Воспитательные:

  • Воспитание умения работать.
  • Воспитание самостоятельности при выполнении заданий.
  • Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости,     доброжелательности по отношению к окружающим.

 

 

 

Особенности программы

В программе соблюдается преемственность с  предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка и не дублируют школу.

Содержание программы состоит из 2 частей:

1 год - овладение звуковой стороной речи и ориентировка в ней (3-5 лет).

2 год – освоение знаковой системы языка (5-7 лет).

На этом этапе обучения не ставится задача обучить детей читать и писать. Основная задача этого этапа - приобщить детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Вот почему программа предполагает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения.

Кроме того, на каждом этапе решается задача подготовки руки ребёнка к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя:

ü    развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища);

ü    развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук);

ü    формирование графических навыков.

Изучение материала проходит блоками:

1блок - Знакомство с многообразием слов. Деление слов на слоги.

2 блок - Знакомство с твёрдыми и мягкими согласными (1-й год)

Звуки и буквы.

3-й блок -  повторение.

Для более качественного развития речи детей  и систематического знакомства с литературными произведения, при распределении материала занятия по ознакомлением с устным народным творчеством и произведениями детской литературы не выделены в отдельный блок, а распределены в течение каждого года  обучения через каждые  4- 6 занятий.

Так же занятия по картинкам и серии картинок проводятся в течение всего учебного года.

       За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения Д.Б. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка» (Д.Б. Эльконин).

 

Особенности возрастной группы детей 4 – 7 лет.

В 4-5 летнем возрасте заметно увеличивается словарный запас детей за счёт слов, обозначающих свойства и качества предметов. К 5 годам словарный запас  составляет около 2000слов.        Для детей этого возраста характерна неустойчивость произношения, когда ребёнок в одном звукосочетании правильно произносит звуки, а в другом - неправильно.

            Вместе с тем дошкольники 4-5 лет отличаются особой чувствительностью, восприимчивостью к звукам речи.

            У дошкольников 4-5 лет формируется  осознание своих произносительных умений, поэтому работа по развитию фонематического слуха строится с учётом психических и физических особенностей детей и подготавливает ребёнка к следующему этапу- развитию звуко-буквенного анализа.

В усвоении грамматического строя речи происходят значительные изменения: дети учатся согласовывать названия предметов с прилагательными в роде, числе и падеже, ориентироваться в окончаниях слов, начинают активно использовать предлоги.

Речь становится связной и последовательной. Происходит переход  от ситуативной речи к контекстной. Развивается как диалогическая речь, так и монологическая. Дети могут участвовать в коллективной беседе, пересказывать сказки и короткие рассказы, составлять рассказы по картинкам или используя игрушки.

Словарь  ребёнка 5-6 лет растёт не только количественно, но и качественно и достигает 2500 слов, хотя наблюдаются  индивидуальные различия. Речь обогащается синонимами, антонимами. В ней появляются слова, обозначающие дифференцированные качества и свойства (светло-красный, тёмно-зелёный, легче, тяжелее и т.д.), слова, называющие материалы и их признаки (дерево -деревянный, стекло- стеклянный).

Совершенствуется грамматическая система языка. Дети используют в речи простые распространённые предложения, сложноподчинённые, сложносочинённые конструкции, разные слова для названия одних и тех же предметов.

Дети умеют уже грамматически правильно изменять слова, входящие в активный словарь; стремятся правильно произносить слова в родительном падеже множественного числа;  образуют новые слова (хлеб – хлебница, сахар- сахарница). Совершенствуют умение связно, последовательно и выразительно пересказывать литературные произведения без помощи вопросов  педагога. Могут передавать диалог действующих лиц. Дети активно участвуют в беседе, самостоятельно отвечают на вопросы. Однако встречаются сложности при  составлении рассказов из личного опыта, при описании предметов.

В этом возрасте развивается фонематическое восприятие: большинство детей произносят все звуки родного языка; проводят звуковой и буквенный анализ слов, устанавливают последовательность звуков в слове, дифференцируют звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие  глухие согласные. Выделяют в слове ударный слог, ударную гласную, правильно используют соответствующие термины, составляют  предложения по картинкам из двух- трёх слов, определяют порядок слов в предложении.

 

Способы и формы работы с детьми.

ü  Дидактические игры

ü  Фонематические упражнения

ü  Работа с текстами

ü  Театрализация

ü  Рисование

ü   

Режим занятий

Программа ориентирована на  детей 4, 5-6 летнего возраста.

Занятия будут проводиться 1 раз в неделю, будут включать в себя небольшую  теоретическую часть, иллюстрированным наглядным материалом, игровые, занимательные упражнения, упражнения для развития моторики, театрализацию.

Длительность каждого занятия для детей данного возраста  - 25мин.

Планируется распределение материала  на 72 часа  в год из расчёта  2 часа в неделю.

В группе 12-14 обучающихся.

 

Основные применяемые технологии:

ü  Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина- В.В.Давыдова.

ü  Здоровьесберегающие технологии.

ü  Компьютерные (новые информационные) технологии.

ü  Личностно-ориентированное обучение.

ü   

Прогнозируемые результаты (первый год обучения):

Ребёнок к концу первого  года обучения знает:

  • содержание  народных сказок ( 4-5);
  • авторов и содержание произведений для детей А.Барто, К. Чуковского, Е Чарушина, В. Берестова , К Ушинского, С.Маршака, Б. Заходера;
  • наизусть потешки,  песенки, загадки, небольшие стихотворения  для детей А.Барто,  Г. Сапгира, О. Высоцкой.

Ребёнок к концу года умеет:

  • правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;
  • различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, громкие и тихие;
  • делить слова на слоги;
  • дифференцировать твёрдые и мягкие согласные, называть их изолированно;
  • определять и называть первый звук в слове;
  • произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;
  • рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штриховать несложные предметы;
  • выполнять упражнения для пальцев и кистей рук;
  • составлять 2-3 предложения по картине;
  • пересказывать простые сказки;
  • отвечать на вопросы по содержанию сказки, рассказа с помощью простых предложений;
  • заучивать небольшие стихотворения.

        Средняя группа(4-5лет)

Методические рекомендации

  1. Развитие фонематического слуха.
  2. Развитие графических  навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.
  3. Развитие основных движений.

 

Программа на учебный год

      Распределение программного     материала на учебный год

                     Сентябрь

Занятие 1. Знакомство с многообразием слов, моделированием, рисованием коротких и отрывистых линий.

Занятие 2. Знакомство с многообразием слов, моделированием, нахождение различий в двух похожих рисунках.

Занятие 3. Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяжностью слов, моделированием, рисованием иголок ежикам.

Занятие 4. Знакомство с многообразием слов, их звучанием: звонко, громко, тихо;

рисование солнышка.

                             Октябрь

Занятие 5.

Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, рисование иголок на елках.

Занятие 6. Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, нахождение различий в двух похожих рисунках.

Занятие 7. Знакомство с многообразием слов, игра «Подскажи словечко», нахождение несоответствий в рисунках.

Занятие 8. Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, рисование дорожек. Заучивание стихотворения Я.Козловского.

                     Ноябрь

Занятие 9. Звуки «С-СЬ», знакомство с твердыми и мягкими согласными, раскрашивание листиков на березе, заучивание стихотворения Г.Сапгира.

Занятие 10. Звуки «З-ЗЬ», знакомство с твердыми и мягкими согласными, заучивание стихотворения Б.Заходера, рисование ушей зайчикам.

Занятие 11. Звуки «С-СЬ», «З-ЗЬ», твердые и мягкие согласные, моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках.

Занятие 12. Звук «Ц», рисование огурцов, заучивание стихотворения Г.Сапгира.

                      Декабрь

Занятие 13. Звук «Ш», рисование шариков, заучивание потешки.

Занятие 14. Звук «Ж», моделирование, рисование желудей, заучивание стихотворения И. Солдатенко.

Занятие 15. Звуки «Ш-Ж», моделирование, рисование дорожек, повторение стихотворений.

Занятие 16. Звук «Щ», моделирование, рисование щеток, заучивание стихотворения С.Михалкова.

                    Январь

Занятие 17. Звук «Ч», моделирование, рисование предметов.

   Занятие 18. Звуки «Ч-Щ», моделирование,     нахождение различий в двух похожих рисунках, заучивание потешки.

Занятие 19. Звуки «Р-РЬ», закрашивание предметов, заучивание стихотворения О. Высотской.

Занятие 20. Звуки «Л-ЛЬ», моделирование, рисование неваляшки, заучивание стихотворения Е.Александровой.

                       Февраль

Занятие 21. Звуки «М-МЬ», рисование мишки, заучивание Т.Шоргиной.

Занятие 22. Звуки «Б-БЬ», моделирование, заучивание стихотворения Г.Сапгира, рисование бус.

Занятие 23. Звуки «К-КЬ», закрашивание овощей, заучивание стихотворения Д.Хармса.

Занятие 24. Звук «Г», нахождение различий в двух похожих рисунках, заучивание стихотворения Г.Сапгира.

                       Март

Занятие 25. Звуки «Г - К», моделирование. Закрашивание предметов, заучивание стихотворения Т.Шорыгиной.

Занятие 26. Звуки «Д-ДЬ», штриховка и рисование кругов, заучивание стихотворения М. Дружининой.

Занятие 27. Звуки «Т-ТЬ», моделирование, рисование тучи и зонтика, заучивание стихотворения В.Берестова.

Занятие 28. Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ», моделирование домика, повторение стихотворений.

                       Апрель

Занятие 29. Закрепление пройденного материала. Звуки «З-ЗЬ», «Ж», «С-СЬ», повторений стихотворений, штриховка.

Занятие 30. Закрепление пройденного материала. Звуки «Р-РЬ», «Ш», моделирование, раскрашивание предметов.

Занятие 31. Закрепление пройденного материала. Звуки «Л-ЛЬ», «Б-БЬ», моделирование, рисование березки, повторение стихотворений.

Занятие 32. Закрепление пройденного материала.

                       Май

Закрепление пройденного материала.

 

                Показатели развития

Ребенок к концу года должен уметь:

- правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;

- различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, звонкие, громкие и тихие;

- делить слова на слоги;

- дифференцировать твердые и мягкие согласные, называть их изолированно;

- определять и называть первый звук в слове;

- произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание.

- Рисовать вертикальные, горизонтальные и округлые линии, штриховать несложные предметы;

- выполнять упражнения для пальцев и кистей рук.

 

Старшая группа (5-6 лет)

 

Ребёнок к концу второго года обучения знает:

  • содержание  народных сказок (7-9);
  • авторов и содержание произведений для детей А.Барто, К. Чуковского, Е Чарушина, В. Берестова, С.Маршака, Е. Благининой, Г. Виеру;

наизусть потешки,  песенки, загадки,  стихотворения  для детей  А. Барто,  К Чуковского, Г. Сапгира, О. Высоцкой;

  • буквы  русского алфавита;
  • понимает и использует в речи термины «звук», «буква».

Ребёнок к концу второго года  обучения умеет:

  • правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;
  • определять место звука в слове: в начале, середине, в конце;
  • различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
  • делить слова на слоги; определять ударный слог, ударную гласную;
  • пользоваться графическим обозначением звуков;
  • произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;
  • записывать слово, предложение условными обозначениями, буквами;
  • составлять 4-5 предложений  по картине; по серии картинок, из личного опыта;
  • пересказывать простые сказки;
  • отвечать на вопросы по содержанию сказки, рассказа с помощью простых предложений;
  • заучивать стихотворения.

 

      За время обучения формируются умения понимать и выполнять учебную  задачу, а также формируются такие качества, как усидчивость, терпеливость,  умение общаться со сверстниками, доброжелательность.

              В конце каждого  года  обучения планируется провести открытое занятие

              для        родителей.

     

Основные задачи этого этапа обучения:

  1. Развитие звуко - буквенного анализа.
  2. Развитие фонематического восприятия.
  3. Формирование первоначальных навыков чтения.
  4. Подготовка руки ребенка к письму.

 

Распределение программного материала на учебный год

 

                      Сентябрь

Занятие 1. Звук и буква «А». Графическое изображение звука «А». Рисование матрешек, написание буквы «А» в клетке. Место звука и буквы в слове.

Занятие 2. Звук и буква «О». Графическое изображение звука «О». Рисование мячей, написание буквы « О» в клетке. Игра «Соедини правильно».

Занятие 3. Звук и буква «У». Графическое изображение звука. Рисование крючков, написание буквы «У». Игра «Соедини правильно».

Занятие 5. Звук и буква «Ы». Графическое

Изображение звука «Ы». Игры «Слово, схема», «Ну-ка, буква, отзовись».

                     Октябрь

Занятие 5. Звук и буква «Э». Написание буквы «Э» в клетке. Игры «Закончи предложение», «Напиши правильно», «Кто больше».

Занятие 6. Закрепление пройденного материала, написание и чтение слов АУ, УА. Игры «Кто в каком домике живет», «Закрась правильно», Звуки и буквы».

Занятие 7. Звук и буква «Л», написание и чтение слогов. Игры «Схема-слово», «Раздели правильно». Графическое изображение звука «Л».

Занятие 8. Звук и буква «М», написание буквы «М», чтение слогов. Графическое изображение звука «М». Игры «Загадки и отгадки», «Слоговые домики». Чтение слов «мама», «мыло». Знакомство с ударением.

                        Ноябрь

Занятие 9. Звук и буква «Н», чтение слогов. Игры «Соедини правильно», «Подскажи словечко», «Слово, схема, предмет».

Занятие 10. Звук и буква «Р», написание буквы «Р», чтение слогов, знакомство с предложением, чтение предложения. Игры «Подскажи словечко»,  «Закрась правильно», «Слова и слоги».

Занятие 11. Закрепление пройденного материала. Игры «Звук потерялся», «Как зовут мальчика», «Закрась правильно», «Звук и буква».

Занятие 12. Буква «Я», написание  буквы «Я», чтение слогов, знакомство с твердыми и мягкими согласными. Игры «Загадки и отгадки», «Как зовут девочку». Чтение предложения и его графическая запись.

                       Декабрь

Занятие 13. Буква «Ю», написание буквы  «Ю». Чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Напиши правильно»,

«Как зовут девочку и мальчика». Чтение слов и их графическая запись.

Занятие 14. Буква «Е», написание буквы «Е», чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Подскажи словечко», «Соедини правильно». Составление предложения и его графическая запись.

Занятие 15. Буква «Е», написание буквы «Е». Чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Загадки и отгадки», «Слушай, смотри, пиши», «Подскажи словечко».

Занятие 16. Звук и буква «И», написание буквы «И». Чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Буквы рассыпались», «Определи место звука в слове», «Предмет, схема, слово».

                     Январь

Занятие17. Закрепление пройденного материала. Твердые и мягкие согласные. Игры «Напиши правильно», «Кто больше».

Чтение предложения.

Занятие 18. Звуки «К-КЬ», «Г-ГЬ», буквы «Г-К». Написание букв «Г-К». Чтение слогов. Игры «Подскажи словечко», «Слово, схема». Составление предложения и его графическая запись.

Занятие 19. Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ», буквы» Д-Т». Написание букв «Д-Т». Игры «Загадки и отгадки», «Узнай, какой звук потерялся».

Занятие 20. Звуки «В-ВЬ», «Ф-ФЬ». Буквы

«В-Ф». Написание букв «В-Ф», чтение слогов. Игры «Подскажи словечко», «Определи место звука в слове». Запись слов знаками, фонетический разбор слов.

                           Февраль

Занятие 21. Звуки «З-ЗЬ», «З-С». Написание букв «З-С». Чтение слогов. Игры «Загадки и отгадки», 2Определи место звука в слове», «Допиши и прочитай». Фонетический разбор слов.

Занятие 22. Звуки «Х-ХЬ», буква «Х», чтение слогов, слов, предложения. Игры «Подскажи словечко», «Закончи предложение».

Занятие 23. Звуки «Б-БЬ», «П-ПЬ». Буквы «Б-П», написание букв «Б-П». чтение слогов. Игры «Загадки и отгадки», «Соедини правильно», «Буквы рассыпались». Чтение предложений.

Занятие 24. Звуки и буквы «Ж-Ш». Написание букв «Ж-Ш». Чтение слогов. Игры «Подскажи словечко», «Предмет, слово, схема». Запись и чтение слов.

                          Март

Занятие 25. Звуки и буквы «Ч-Щ». Написание букв «Ч-Щ», чтение слогов, стихотворения. Игры «Подскажи словечко», «Соедини правильно». Фонетический разбор слов.

Занятие 26. Звук и буква «Ц». Написание буквы «Ц». Чтение слогов, стихотворения. Игры «Загадки и отгадки», «Буквы рассыпались».

Занятие 27. Звук и буква «Й», написание буквы «Й».Чтение слов, стихотворения. Игры «Подскажи словечко», «Предмет, слово, схема».

Занятие 28. Буква «Ь», написание буквы «Ь». Чтение слов, стихотворения, фонетический разбор слов. Игры «Буква потерялась», «Слово, схема», «Допиши слово».

                           Апрель

Занятие 29. Буква «Ъ», написание буквы «Ъ», чтение слов, стихотворения. Игры «Слово, схема», «Звук, буква, слово», «Найди букву».

Занятие 30. Закрепление пройденного материала. Игры «Кто катается на карусели», «Какой звук потерялся», «Допиши правильно», «Разгадываем ребусы», «Отгадываем загадки».

Занятие 31. Закрепление пройденного материала. Игровые упражнения «Допиши буквы и прочитай слово», «Составь и запиши предложения». Игра «Подскажи словечко».

Занятие 32. Закрепление пройденного материала. Чтение стихотворения, знакомство с алфавитом.

                          Май

Закрепление пройденного материала.

 

Показатели развития

К концу учебного года ребенок должен:

- знать буквы русского алфавита;

- писать буквы русского алфавита в клетке;

- понимать и использовать в речи термины «звук» и «буква»;

- определять место звука в слове: в начале, в середине и в конце;

- различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;

- пользоваться графическим обозначением звуков;

- уметь записывать слово условными обозначениями, буквами.

- соотносить звук и букву;

- писать слова, предложения условными обозначениями, буквами.

- определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком;

- проводить звуковой анализ слов;

- читать слова, слоги, предложения, небольшие стихотворные тексты;

- правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;

- составлять предложение из двух, трех слов, анализировать его.

    

 

 

   Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

 

Основные задачи этого этапа:

  • Развитие интереса и способностей к чтению.
  • Подготовка руки ребенка к письму.

На занятиях «Введение, знакомство с многообразием слов» (2ч) состоится знакомство педагога с детьми и  между детьми. На этих занятиях в игровой форме дети будут рассказывать о себе, строить короткие предложения, учиться слушать друг друга, а также дети познакомятся с многообразием слов русского языка. Педагогу важно заинтересовать детей, вызвать у них желание учиться.

Раздел «Звуки и буквы» (38ч)  является продолжением раздела «Знакомство с многообразием слов». Дети учатся различать понятия «Звук» и «Буква», выделять среди звуков согласные и гласные, среди согласных твёрдые и мягкие, глухие и звонкие. Также дети знакомятся с буквами, которые не обозначают звуков. Ребёнок пользуется графическим изображением звуков, слогов, слов и предложений. Немаловажное значение для дальнейшего обучения играет фонетический анализ простых слов, умение определять ударный слог, ударную гласную. На этом этапе обучения  дети начинают читать слияния, слоги, слова; широко применяются дидактические  игровые упражнения, речевые игры, чистоговорки, скороговорки, продолжается работа над выразительностью чтения стихотворений, потешек, работа над текстами, работа над графическими навыками.

Устное народное творчество  (7час).

Особое внимание уделяется приобщению детей к художественной литературе. Учебный материал преподносится ребёнку после прочтения сказки, рассказа, стихотворения, малых фольклорных форм. На занятиях проводится работа  по разбору содержания произведения (беседа, пересказ), обучение рассказу, работа над выразительностью речи. С этой целью используются  также инсценировка и театрализация.

Произведения детских писателей (8час).

При прохождении данной темы дети учатся внимательно слушать рассказы, сказки, стихотворения. Дети узнают о жанровых особенностях рассказов, сказок, стихотворений. Педагог, используя разные приёмы и педагогические ситуации, помогает детям правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. Педагог помогает детям понять скрытые мотивы поступков героев произведений.  Дети учатся рассказывать о своём отношении к поступкам персонажей, рассказывать о любимых произведениях.

 Важно поддерживать интерес к слову в данном произведении, формировать интерес к книге.

Речевые уроки по картинам и серии картинок, из личного опыта детей (17).

Необходимо упражнять детей в составлении  описательных  рассказов по картине, серии картинок, описывать предмет, картину; развивать монологическую речь. Словарь детей  расширяется за счёт слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребёнка.

В программу включены занятия  по ознакомлению с окружающим миром, всенародными праздниками. Дети осмысливают причинно-следственные отношения, учатся  строить сложноподчинённые и сложносочинённые  предложения. Следует также развивать умения составлять рассказы из личного опыта. Дети составляют небольшие рассказы творческого характера  на тему, предложенную педагогом.

 

Программа на учебный год:

- Расширять знания и представления об окружающем мире.

- Учить проводить фонетический разбор слов.

- Закреплять соотносить звук и букву.

- Учить читать слова, стихотворения, тексты.

- Учить разгадывать ребусы, кроссворды.

- Учить писать слова, предложения печатными буквами.

- Способствовать развитию логического мышления.

- Формировать умение понимать прочитанный текст.

- Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

- Учить самостоятельно формулировать учебную задачу, пользуясь условными обозначениями.

- Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.

 

Распределение программного материала на учебный год

 

Сентябрь.

Занятие 1. Тема «Звуки и буквы» (закрепление).

Игровое упражнение «Прочитай и допиши правильно». Игры «Буквы рассыпались», «Буквы потерялись», «Буквы поменялись местами».

Занятие 2. Тема «Звуки и буквы» (закрепление).

Соотнесение звука и буквы, чтение и отгадывание загадок. Игровое упражнение «Прочитай и допиши правильно».

Занятие 3. Тема «Слова и слоги» (закрепление).

Чтение пословиц. Игровое упражнение «Соедини правильно». Игровое упражнение  «Кто, в каком домике живет?».

Занятие 4. Тема «Предложение, графические навыки» (закрепление).

Игровое упражнение «Прочитай и допиши правильно», составление предложений по картинкам, рисование по образцу в тетради в линейку.

Октябрь.

Занятие 5. Тема «В мире книг».

Чтение и отгадывание загадок, запись слов-отгадок, чтение пословиц, рисование Колобка в тетради в линейку.

Занятие 6. Тема «Игрушки».

Игровое упражнение «Напиши правильно», «Допиши предложение», чтение загадки, рисование шариков в тетради в линейку.

Занятие 7. Тема «Овощи».

Игровые упражнения «Напиши правильно»,  «Соедини правильно», чтение загадки, рисование огурцов в тетради в линейку.

Занятие 8. Тема «Фрукты».

Игровые упражнения «Напиши правильно», «Что где растет», «Учимся разгадывать кроссворд», рисование вишен, яблок в тетради в линейку.

Ноябрь.

Занятие 9. Тема «Осень».

Чтение загадки, рассказа, пословиц об осени. Рисование осенних листьев в тетради в линейку.

Занятие 10. Тема «Домашние животные».

Чтение загадок, игровое упражнение «Напиши правильно», чтение рассказа К.Д. Ушинского «Васька», рисование кошки в тетради в линейку.

Занятие 11. Тема «Дикие животные».

Разгадывание кроссворда, игровое упражнение «Допиши предложение», чтение загадки, рисование зайца в тетради в линейку.

Декабрь.

Занятие 12. Тема «Сказки».

Чтение отрывка из рассказа Ю.Коваля, игровое упражнение «Напиши правильно», чтение загадок, рисование Чебурашки в тетради в линейку.

Занятие 13. Тема «Зима».

Чтение загадок, рассказа о зиме, составление предложений по картине, рисование снежинок в тетради в линейку.

Занятие 14. Тема «Новый год».

Чтение стихотворения, игровое упражнение «Напиши правильно», составление рассказа по серии сюжетных картинок, рисование

 елочных шариков в тетради в линейку.

Январь.

Занятие 15. Тема «Транспорт».

Игровое упражнение «Напиши правильно», чтение загадок, рисование вагончиков в тетради в линейку.

Занятие 16. Тема «Профессии».

Игровые упражнения «Прочитай и допиши предложение», «Соедини правильно», чтение загадок.

Февраль.

Занятие 17. Тема «Природные явления».

Чтение пословиц, стихотворений о природных явлениях, игровые упражнения «Соедини правильно». Соотнесение звука и буквы.

Занятие 18. Тема «Лес».

Чтение рассказа, загадок о деревьях, игровое упражнение «Что перепутал художник», рисование желудей, грибов в тетради в линейку.

Занятие  19. Тема «Насекомые».

Разгадывание кроссворда, игровое упражнение «Раскрась и соедини правильно», рисование божьих коровок в тетради в линейку.

Март.

Занятие 20. Тема «Птицы».

Игровое упражнение «Напиши правильно», чтение загадок, рассказа К.Д.Ушинского «Дятел», рисование птички в тетради в линейку.

Занятие 21. Тема «Цветы».

Разгадывание кроссворда, игровое упражнение «Раскрась правильно», рисование тюльпанов в тетради в линейку.

Занятие 22. Тема «8 Марта».

Чтение стихотворения Т. Шорыгиной, написание поздравления женщинам и рисование букета цветов для них.

Апрель.

Занятие 23. Тема «Весна».

Чтение загадок, рассказа Н.Сладкова «Весенние радости», игровое упражнение «Соедини правильно», рисование подснежников в тетради в линейку.

Занятие 24. Тема «Лето».

Чтение загадок, рассказа о лете, игровые упражнения «Раскрась правильно»,

 «Звуки и буквы», чтение пословиц о лете, рисование грибов в тетради в линейку.

Май.

Занятие 25. Тема «Ребусы».

Разгадывание ребусов.

Занятие 26. Тема «Кроссворды».

Разгадывание кроссвордов.

Занятие 27. Тема «Скоро в школу».

Чтение стихотворения и пословиц о школе, игровое упражнение «Соедини правильно», чтение вопросов и написание ответов на них.

 

 

 

 

Показатели развития

К концу учебного года ребенок  должен:

  • проявлять интерес к звучащему слову, чтению, письму;
  • ориентироваться в звуко - буквенной системе языка;
  • понимать смыслоразличительную функцию звуков, букв;
  • записывать слова, предложения печатными буквами;
  • разгадывать ребусы, кроссворды;
  • читать слова, предложения, небольшие стихотворения, тексты понимать прочитанный текст;
  • ориентироваться в тетради в линейку (широкая, узкая строка);
  • рисовать предметы в тетради в линейку.

 

Условия реализации программы

Перечень оборудования:

- Учебно-методическая литература.

- Наборы дидактических игр.

- Ноутбук, проектор.

 

 

Список литературы

 

Литература педагога для реализации программы:

  • Е.В.Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» . Рекомендовано учебно-методической лабораторией педагогики начального образования Московского института открытого образования. Издательство ЮВЕНТА , Москва 2010г
  • Е.В.Колесникова. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку». Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.  Издательство ЮВЕНТА , Москва 2010г
  • Е.В.Колесникова. «Развитие звуко-буквенного анализа у детей у детей 5-6 лет» Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку». Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.  Издательство ЮВЕНТА , Москва 2010г
  • Е.В.Колесникова. «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет» Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку». Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.  Издательство ЮВЕНТА , Москва 2010г

 

Литература для детей и родителей

  • Е.В.Колесникова. «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для детей 4-5лет.Приложение к учебно-методическому пособию «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «ЮВЕНТА», Москва 2014г
  • Коррекционно-развивающее обучение. Е.В.Колесникова «Слушай, смотри, делай!» Рабочая тетрадь для детей 3-5лет.
  • Е. В. Колесникова. «От А до Я». Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство ЮВЕНТА Москва 2014г
  • Е. В. Колесникова. « Я начинаю читать». Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство ЮВЕНТА Москва 2014г
  • Е.В. Колесникова. « Ну-ка, буква, отзовись!» Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. Рекомендовано лабораторией дошкольного образования и лабораторией дефектологии Московского института открытого образования. . Издательство ЮВЕНТА Москва 2014г
  • Коррекционно-развивающее обучение. Е.В.Колесникова «Слушай, смотри, делай!» Рабочая тетрадь для детей 5-7лет.