Положение о логопедическом пункте

пол_ (9)

образования.

2.2 Основными задачами Логопункта являются:

* обеспечение коррекции нарушений в развитии устной речи воспитанников Учреждения;

* своевременное выявление особых образовательных потребностей воспитанников Учреждения, обусловленных недостатками в их речевом развитии;

* обеспечение индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи воспитанникам с нарушениями речи с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей;

* обеспечение возможности освоения и преодоления трудностей в освоении воспитанниками с нарушениями речи образовательной программы дошкольного образования;

* обеспечение интеграции коррекционной помощи и воспитательно-образовательного процесса с воспитанниками, имеющими нарушения речи;

* профилактика нарушений в развитии устной и письменной речи воспитанников Учреждения;

* обеспечение взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий педагогических, медицинских работников Учреждения и других организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям, имеющим нарушения речи;

* разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогических работников, родителей (законных представителей) Учреждения;

* обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников Учреждения по преодолению речевых нарушений;

* повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения.

 

3. Направления деятельности Логопункта

 

3.1. Коррекционное:

* создание условий, направленных на коррекцию речевого развития воспитанников и обеспечивающих достижение воспитанниками, имеющими нарушения речи уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме.

3.2. Мониторинговое:

* отслеживание динамики речевого развития детей.

3.3. Профилактическое:

* создание условий, направленных на профилактику нарушений в развитии устной и письменной речи воспитанников дошкольного возраста.

3.4. Просветительское:

* создание условий, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогических работников Учреждения, педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста.

 

4. Организация комплектования Логопункта

 

4.1. В Логопункт зачисляются воспитанники Учреждения, имеющие нарушения в развитии устной речи: фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее – ФФНР), фонетическое недоразвитие речи ( далее ФНР).

4.2. В первую очередь в Логопункт Учреждения зачисляются воспитанники старшего дошкольного возраста, имеющие нарушения в развитии устной речи, препятствующие их успешному освоению образовательной программы дошкольного образования.

4.3. Зачисление в Логопункт Учреждения воспитанников, имеющих нарушения в развитии устной речи осуществляется на основе обследования речи воспитанников. Обследование речи воспитанников проводится учителем-логопедом Учреждения в течение всего учебного года. Все дети с выявленными недостатками в развитии устной речи регистрируются в списке воспитанников Учреждения, нуждающихся в логопедической помощи.

4.4. Основанием для зачисления в Логопункт воспитанников, зарегистрированных в списке воспитанников Учреждения, нуждающихся в логопедической помощи является списки утверждённые заведующим ГБУ Северная ПМПК г. Уфы, до 15 сентября.

4.5. Предельная наполняемость Логопункта составляет 25-30 воспитанников в течение учебного года.

4.6. Зачисление в Логопункт и отчисление из Логопункта воспитанников, имеющих нарушения в развитии устной речи проводится в течение всего учебного года по мере освобождения мест.

4.7. Сроки коррекционной работы зависят от степени выраженности речевых нарушений ребенка, индивидуально-личностных особенностей, условий воспитания в семье и могут варьироваться от 2-3 месяцев до 1,5 – 2, 3-х лет. Рекомендуемый срок коррекционной работы составляет:

* ФФНР до 1 года;

* ФНР - 6 месяцев;

 

5. Организация коррекционной работы Логопункта

 

5.1. На каждого воспитанника, зачисленного в Логопункт, учитель-логопед заполняет речевую карту в соответствии с диагнозами.

5.2. Содержание коррекционной работы строится в соответствии с педагогическими технологиями, обеспечивающими коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии детей, учитывающими возрастные и психофизиологические особенности детей дошкольного возраста.

5.3. Содержание коррекционной работы определяется индивидуальными планами работы на каждого зачисленного в Логопункт воспитанника. В планах отражаются индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей, имеющих нарушения в развитии устной речи, их интеграцию в Учреждение.

5.4. Основными формами коррекционной работы с детьми, зачисленными в Логопункт, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Для проведения подгрупповых занятий формируются подгруппы детей. Предельная наполняемость подгруппы детей устанавливается в зависимости от характера нарушения развития устной речи, возраста воспитанников и составляет от 3-х до 6-ти детей.

5.5. Продолжительность занятий определяется:

* для детей четвертого, пятого года жизни (младшего дошкольного возраста): индивидуальных 15-20 минут, подгрупповых 20-25 минут;

* для детей шестого, седьмого года жизни (старшего дошкольного возраста): индивидуальных 20-25 минут, подгрупповых 25-30 минут.

5.6. Периодичность проведения индивидуальных и подгрупповых занятий определяются тяжестью речевых нарушений у воспитанников.

5.7. Коррекционная работа в Логопункте проводится с учетом режима работы Учреждения во время любой деятельности детей: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной.

 

6. Участники коррекционной работы Логопункта

 

6.1. Учитель-логопед:

6.1.1. Проводит обследование речевого развития детей Учреждения, регистрирует список воспитанников, нуждающихся в логопедической помощи.

6.1.2. Подготавливает список воспитанников, зачисленных в Логопункт на учебный год, в соответствии с предельной наполняемостью, установленной п.4.5. настоящего Положения.

6.1.3. Определяет периодичность, продолжительность проведения индивидуальных и подгрупповых занятий в Логопункте в соответствии с п.п.5.4., 5.5., 5.6. настоящего Положения.

6.1.4. Планирует, проводит коррекционную работу с воспитанниками по исправлению нарушений в развитии устной речи.

6.1.5. Самостоятельно отбирает методы и приёмы коррекционной работы. Составляет индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей, имеющих нарушения в развитии устной речи, их интеграцию в Учреждение.

6.1.6. Осуществляет отслеживание динамики устранения речевых нарушений воспитанников, зачисленных в Логопункт. Корректирует содержание коррекционной работы, методы, приемы логопедической помощи.

6.1.7. Взаимодействует с педагогическими работниками, родителями (законными представителями) Учреждения:

* по проведению коррекционной работы с воспитанниками, зачисленными в Логопункт;

* по вопросам освоения образовательной программы дошкольного образования воспитанниками, зачисленными в Логопункт.

6.1.8. Оказывает консультативную помощь педагогическим работникам, родителям (законными представителями) по преодолению речевых нарушений воспитанников, информирует о ходе коррекционной работы, дает необходимые рекомендации.

6.1.9. Проводит повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения.

6.1.10. Осуществляет связь со специалистами учреждений здравоохранения, территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.

6.1.11. Контролирует выполнение воспитателями рекомендаций по проведению индивидуальной работы по речевому развитию воспитанников, зачисленных в Логопункт.

6.1.12. Ведёт необходимую документацию по планированию, проведению коррекционной работы.

6.1.13. Предоставляет ежегодный отчет о результативности коррекционной работы Логопункта.

6.2. Воспитатель:

6.2.1. Создает предметную развивающую среду для своевременного речевого развития и профилактики нарушений в развитии устной и письменной речи воспитанников группы.

6.2.2. Проводит мониторинг усвоения содержания образовательной области «Коммуникация» образовательной программы дошкольного образования воспитанниками группы, зачисленными в Логопункт.

6.2.3. Наблюдает за ходом речевого развития воспитанников группы, диагностирует предпосылки и признаки формирования нетипичных (опережающих, задержанных, искаженных) вариантов развития устной речи воспитанников группы.

6.2.4. Планирует по рекомендациям учителя-логопеда индивидуальную работу по речевому развитию воспитанников группы, зачисленных в Логопункт.

6.2.5. Участвует по заданию учителя-логопеда в реализации коррекционных мероприятий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников группы, зачисленных в Логопункт.

6.2.6. Осуществляет контроль за правильным произношением скорректированных учителем-логопедом звуков на этапе автоматизации у воспитанников группы,

зачисленных в Логопункт, во всех видах детской деятельности, режимных моментах в течение дня.

6.2.7. Взаимодействует с учителем-логопедом, родителями (законными представителями) Учреждения по вопросам освоения образовательной программы дошкольного образования воспитанниками, зачисленными в Логопункт.

6.2.8. Вовлекает в коррекционную работу родителей (законных представителей) воспитанников, зачисленных в Логопункт. Обеспечивает заинтересованность в ее результативности.

6.3.Заведующий Учреждения:

6.3.1. Обеспечивает условия:

* направленные на коррекцию речевого развития воспитанников и достижения воспитанниками, имеющими нарушения речи, уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме;

* направленные на профилактику нарушений в развитии устной и письменной речи воспитанников дошкольного возраста.

6.3.2. Обеспечивает комплектование Логопункта. Приказом по Учреждению утверждает список детей, зачисленных в Логопункт.

6.3.3. Осуществляет контроль за работой Логопункта.

6.4. Старший воспитатель:

6.4.1. Планирует, координирует взаимодействие педагогических работников, родителей (законных представителей) Учреждения по вопросам освоения образовательной программы дошкольного образования воспитанниками, зачисленными в Логопункт.

6.4.2. Обеспечивает повышение профессиональной компетентности педагогических работников Учреждения, педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста.

6.4.3. Обеспечивает взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий педагогических, медицинских работников Учреждения и других организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям, имеющим нарушения речи.

6.4.4. Организует проведение мониторинга усвоения содержания образовательной области «Коммуникация» образовательной программы дошкольного образования, коррекционной работы с воспитанниками группы, зачисленными в Логопункт. Осуществляет анализ мониторинга и результативность коррекционной работы.

6.4.5. Контролирует:

* применение педагогических технологий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии детей;

* соблюдение требований к максимально допустимому объему недельной образовательной нагрузки;

* динамику устранения речевых нарушений воспитанников, зачисленных в Логопункт.

6.5. Родители (законные представители):

6.5.1. Создают в семье условия благоприятные для общего и речевого развития ребенка.

6.5.2. Взаимодействуют с педагогическими работниками по преодолению речевых нарушений ребенка.

 

7. Документация Логопункта

 

7.1. Утвержденный список воспитанников, зачисленных в Логопункт.

7.2. Годовой план работы учителя-логопеда.

7.3. Расписание индивидуальных и подгрупповых занятий, с воспитанниками, зачисленными в Логопункт.

7.4. Табель посещаемости индивидуальных и подгрупповых занятий, с воспитанниками, зачисленными в Логопункт.

7.5. Речевые карты на каждого воспитанника, зачисленного в Логопункт.

7.6. Тетрадь индивидуальных занятий с каждым воспитанником, зачисленным в Логопункт.

7.7. Планы ежедневных групповых и индивидуальных занятий.

7.8. Журнал движения воспитанников, зачисленных в Логопункт .

7.9. Отчет о результативности коррекционной работы.