Познавательное ФЭМП «Веселая математика»

 

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 107 городского округа город Уфа Республики Башкортостан

 

 

 

«Утверждаю»

Заведующий МАДОУ

Детский сад № 107

______________    / И.Н.Казакова

на педсовете № 1

от «31» августа 2016г.

Приказ № 116 от «31» августа 2016г.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Название предмета: «Весёлая математика»

Возраст: 4-5 лет

Срок реализации программы: 1 год

Руководитель кружка: Хабибуллина Лилиана Фларисовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уфа 2016-2017гг.

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Программа составлена на основе программы Е.В.Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 4-5 лет. Программа опирается на федеральный Закон «Об образовании». В Программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей.

В программе учтены положения из концепции дошкольного воспитания:

- о сочетании возрастного и индивидуального подхода к воспитанию и обучению детей;

 -о переходе на личностно-ориентированную модель обучения - единстве воспитания и обучения;

 -о преемственности работы ОУ и семьи.

Образовательная программа направлена на развитие мотивации ребёнка к познанию и творчеству, на создание условий для всестороннего развития личности ребёнка.

Актуальность программы состоит в том, что она способствует развитию у дошкольников памяти, внимания, логического мышления, математических представлений. Выполняют различные виды деятельности: игровые, с предметами, с счётным материалом.

Цель программы: развивать мышление, память, воображение; учить решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез на математическом материале.

 

Задачи программы.

 

Образовательные: формировать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10. Знакомить детей с геометрическими фигурами; Учить детей решать простые арифметические задачи; Знакомить детей с математическими знаками; Учить соотносить предмет, число, цифру.

Развивающие: развивать логическое мышление. Развивать мелкую моторику.            Воспитательные: воспитывать самоконтроль и самооценку. Воспитывать усидчивость и внимание. Воспитание самостоятельности при выполнении заданий.

      Отличительной особенностью данной программы является то, что она носит комплексный характер овладения детьми математических понятий, умений выделять свойства в объектах, анализировать расположение объектов в пространстве, также во время занятий дети не только овладевают первичными математическими знаниями, но и уточняются и активизируются в речи детей названия разнообразных предметов, их применение. Дети учатся сравнивать предметы по назначению, цвету, форме, материалу. Кроме того, в учебных тетрадях, по которым занимаются дети, предусматривается практически на каждом занятии ознакомление с временами года, животными, растениями и другими элементами окружающего мира.

Таким образом, просматривается связь с изучением окружающего мира, экологическим воспитанием, развитием речи. Это отличительная особенность программы.

Учебный материал сгруппирован по следующим разделам:

 -  Количество и счёт.

 - Геометрические фигуры.

  Величина.

 Ориентировка во времени.

  Ориентировка в пространстве.

Логические задачи.

 Основные формы и способы работы с детьми.

Программа ориентирована на детей 4-5 летнего возраста.

Срок реализации программы - 1год.

Занятия будут проходить 1 раз в неделю, включают в себя теоретическую часть, игровые, занимательные упражнения , а также упражнения для развития моторики. Длительность каждого занятия 20 мин. Наполняемость групп: 12 -14 человек. Планируется распределение материала на 36 часов в год.

 Программа предполагает подгрупповую работу с детьми, а также индивидуальную для детей, требующих повышенного внимания педагога. Прогнозируемые результаты.

 На конец 1-го года обучения дети знают:

числа от 1 до 5.

 Порядковый счет в пределах 5.

 Предшествующее число, последующее, числа-соседи, предпоследнее, последнее число.

 Плоскостные геометрические фигуры : прямоугольник, квадрат, круг, овал, их вершины, стороны, углы.

 Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 5.

 Времена года, их признаки.

 Виды транспорта.

 На конец 1-го года обучения умеют:

устанавливать причинно – следственные связи между природными явлениями; различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, форму, величину).

 Считать до 5 (количественный счёт), отвечать на вопрос «Сколько всего?»; сравнивать две группы путём поштучного соотношения предметов (составление пар);

раскладывать 3 – 5 предметов различной величины (длины, ширины, высоты) в возрастающем (убывающем) порядке;

рассказывать о величине каждого предмета в ряду;

различать и называть треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, шар, цилиндр, знать их характерные отличия;

 находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры; определять направления движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз);

определять части суток.

 

Перечень оборудования.

Учебные пособия.

Предметные картинки.

Коврограф. Цифры.

Счётный материал. Игрушки.

Компьютер, проектор.

 

 

 

 

 

 Список литературы.

  1.  Е. В. Колесникова Математика для детей 4 – 5 лет. Методическое пособие к рабочей тетради. Москва. Творческий центр СФЕРА – 2010 г
  2.  Е. В. Колесникова Я считаю до пяти.

Рабочая тетрадь для детей 4 – 5 лет Москва. Творческий центр СФЕРА – 2010 г.

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

КРУЖКОВАЯ РАБОТА «Веселая математика»

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

на 2016-2017 учебный год

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Используемая литература:

Е.В. Колесникова ПРОГРАММА  «Математические ступеньки»

Е.В. Колесникова «Математика для детей 4-5 лет»

Е.В. Колесникова «Я считаю до пяти». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет.

 

Тема и цели занятия кружка

Используемая литература, страница

СЕНТЯБРЬ

IV-неделя

Занятие № 1

Цель: Закреплять: умение сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, а где много; сравнивать две группы предметов, устанавливать равенство между ними;  знакомые предметы по величине (большой, маленький), объединять предметы по этому признаку; считать предметы (в пределах 2), пользуясь правильными приёмами счёта; считать слева направо, называть числительные по порядку, согласовывать числительное с существительным в роде, числе, падеже; знания о геометрической фигуре круг. Учить: отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать: представление, что круги могут быть разного размера; навыки самоконтроля и самооценки.

 

лист 1

стр.2-3

 

ОКТЯБРЬ

I-неделя

Занятие № 2

Цель: Учить: считать предметы (в пределах 4), пользуясь правильными приёмами счёта; обозначать словами положение предмета по отношению к себе; ориентироваться на листе бумаги; считать по образцу, устанавливать равенство между двумя группами предметов. Закреплять: знание о времени года (осень).

 

лист 2

стр.4-5

II-неделя

Занятие № 3

Цель: Учить: устанавливать соответствие между числом и количеством предметов; выделять признаки сходства предметов (величина) и объединять их по этому признаку. Закреплять: умение считать предметы (в пределах 5); знания о геометрической фигуре квадрат. Продолжать учить: сравнивать предметы по величине. Формировать: представление, что квадраты могут быть разного размера; навыки самоконтроля и самооценки. Развивать зрительное внимание.

 

лист 3

стр.6-7

III-неделя

Занятие № 4

Цель: Продолжать учить: считать предметы (в пределах 5); добавлять к меньшей группе недостающий предмет; устанавливать равенство между группами, состоящими из одинакового количества разных предметов; обозначать словами положение предметов по отношению к себе (слева, справа, посередине). Закреплять: представление о частях суток. Упражнять в сравнении двух групп предметов. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

 

лист 4

стр.8-9

IV-неделя

Занятие № 5

Цель: Учить отгадывать математические загадки на основе зрительно воспринимаемой информации; находить цифру 1 среди множества других цифр; писать цифру 1, используя образец; понимать последовательность расположения геометрических фигур. Знакомить с цифрой 1 как знаком числа 1. Закреплять умение определять пространственное расположение предметов по отношению к себе.

 

 

 

 

 

 

лист 5

стр.10-11

НОЯБРЬ

I-неделя

Занятие № 6

Цель: Закреплять: знание о цифре 1; о геометрической фигуре треугольник, учить находить его среди множества других; умение сравнивать знакомые предметы по величине, объединять предметы по этому признаку. Учить: соотносить цифру с количеством предметов; отгадывать  загадки на основе зрительно воспринимаемой информации. Формировать: представление, что треугольники могут быть разного размера.

 

 

лист 6

стр.12-13

II-неделя

Занятие № 7

Цель: Знакомить с цифрой 2. Учить: писать цифру 2; различать понятия «вчера», «сегодня», «завтра», «далеко», «близко»; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.

 

лист 7

стр.14-15

III-неделя

Занятие № 8

Цель: Закреплять: знания о цифре 2; о геометрической фигуре овал, находить его среди множества фигур; умение сравнивать знакомые предметы по величине, протяженности. Учить: соотносить цифру с количеством предметов; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации. Формировать: представление, что овалы могут быть разного размера; умение понять учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; навыки самоконтроля и самооценки.

 

 

лист 8

стр.16-17

IV-неделя

Занятие № 9

Цель: Учить: отгадывать математические загадки на основе зрительно воспринимаемой информации; писать цифру 3 по точкам; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; находить цифру 3  среди множества других цифр. Знакомить: с цифрой 3 как знаком числа 3. Продолжить учить: соотносить цифры 1, 2, 3 с количеством предметов. З с количеством предметов. Закреплять знания детей о времени года (осень). Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

 

 

лист 9

стр.18-19

ДЕКАБРЬ

I-неделя

Занятие № 10

Цель: Закреплять: знание о числе и цифре 3; умение соотносить цифру с количественным предметов; писать цифры 1, 2, 3; сравнивать знакомые предметы по высоте, объединять предметы по этому признаку; развивать внимание при сравнении двух похожих рисунков.

 

 

лист 10

стр.20-21

II-неделя

Занятие № 11

Цель: Учить: отгадывать математические загадки; соотносить количество предметов с цифрой;  упражнять в сравнении двух групп предметов; развивать представление о равенстве и неравенстве групп предметов. Закреплять: умение сравнивать знакомые предметы по ширине; знания о геометрической фигуре прямоугольник, находить его среди множества других. Формировать: представление, что прямоугольники могут быть разного размера.

 

 

лист 11

стр.22-23

III-неделя

Занятие № 12

Цель: Учить: устанавливать равенство между двумя группами предметов, когда предметы расположены непривычно в круге или квадрате; равенство и неравенство, когда предметы находятся на различном расстоянии друг от друга; отсчитывать предметы по образцу; определять положение предметов по отношению к себе. Развивать зрительное внимание.

 

 

лист 12

стр.24-25

IV-неделя

Занятие № 13

Цель: Учить: отгадывать математические загадки на основе зрительно воспринимаемой информации; находить цифру 4 среди множества других цифр; обводить цифру 4 по точкам; соотносить предметы между собой по величине. Знакомить с цифрой 4 как знаком числа 4. Способствовать развитию зрительного внимания.

 

 

 

 

 

 

 

лист 13

стр.26-27

ЯНВАРЬ

I-неделя

Занятие № 14

Цель: Закреплять: знания о числе и цифре 4; геометрических фигурах. Продолжать учить: соотносить цифры 1 2 3 4 с количеством предметов; видеть геометрические фигуры в окружающих предметах; определять и обозначать словами положение предмета относительно себя (влево, вправо).

 

 

лист 14

стр.28-29

II-неделя

Занятие № 15

Цель: Учить: считать по образцу и названному числу; понимать отношения между числами 3 и 4; отгадывать загадки, в которых присутствуют числа; соотносить цифру с количеством предметов; решать логическую задачу на основе зрительно воспринимаемой информации. Формировать пространственные представления. Закреплять представления о геометрических фигурах.

 

 

лист 15

стр.30-31

III-неделя

Занятие № 16

Цель: Учить: соотносить цифру с количеством предметов. Формировать представление о пространственных  отношениях. Закреплять: знания о геометрических фигурах; временах года (зима, весна, лето, осень).

 

лист 16

стр.32-33

IV-неделя

Занятие № 17

Цель: Учить: отгадывать математические загадки; писать цифру 5 по точкам; обозначать словами положение предметов по отношению к себе. Знакомить с цифрой 5. Закреплять знания о времени года (зима).

 

лист 17

стр.34-35

ФЕВРАЛЬ

I-неделя

Занятие № 18

Цель: Закреплять: умение считать в пределах 5; соотносить цифру с количеством предметов; устанавливать равенство групп предметов, когда предметы находятся на различном расстоянии; видеть геометрические фигуры в контурах окружающих предметов; раскрывать на конкретном примере понятия «быстро», «медленно».

 

 

лист 18

стр.36-37

II-неделя

Занятие № 19

Цель: Учить: порядковому счёту в пределах 5; различать количественный и порядковый счёт; правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счёту»; ориентироваться на листе бумаги; видеть геометрические фигуры в предметах.

 

лист 19

стр.38-39

III-неделя

Занятие № 20

Цель: Продолжать учить: порядковому счёту, правильно отвечать на вопросы; отгадывать математические загадки; понимать независимость числа от пространственного расположения предметов; соотносить количество предметов с цифрой; видеть геометрические фигуры в контурах предметов; сравнивать предметы разных размеров по величине и объединять их по этому признаку, употреблять эти слова в речи.

 

 

лист 20

стр.40-41

IV-неделя

Занятие № 21

Цель: Учить: сравнивать количество предметов; предметы по ширине, выделяя признаки сходства и различия, объединять предметы по этому признаку; понимать независимость числа от величины предметов; решать логическую задачу на установление последовательности событий (части суток). Закреплять: навыки порядкового счёта в пределах 5; различать количественный и порядковый счёт; правильно отвечать на вопросы.

 

 

лист 21

стр.42-43

МАРТ

I-неделя

Занятие № 22

Цель: Учить: считать по образцу и воспроизводить такое же количество предметов; соотносить цифру с количеством предметов; различать понятия «вчера», «сегодня», «завтра» и правильно пользоваться этими словами; упражнять в сравнении двух групп предметов. Закреплять знания о геометрических фигурах круг, квадрат. Овал, прямоугольник. Знакомить с геометрическими телами шар, куб, цилиндр.

 

 

лист 22

стр.44-45

II-неделя

Занятие № 23

Цель: Продолжать учить:  порядковому счёту в пределах 5; различать количественный и порядковый счёт; правильно отвечать на вопросы; соотносить цифру с числовой карточкой и количеством предметов. Закреплять знания о геометрических фигурах.

 

лист 23

стр.46-47

III-неделя

Занятие № 24

Цель: Учить: соотносить цифру с количеством предметов; обозначать словами положение предмета на листе бумаги. Способствовать развитию зрительного внимания.

 

лист 24

стр.48-49

IV-неделя

Занятие № 25

Цель: Закреплять: навыки порядкового счёта в пределах 5; различать количественный и порядковый счёт; правильного ответа на вопросы. Учить: соотносить количество предметов с цифрой; различать понятия «влево», «вправо»; устанавливать последовательность событий.

 

лист 25

стр.50-51

АПРЕЛЬ

I-неделя

Занятие № 26

Цель: Учить: соотносить цифру с количеством предметов; устанавливать равенство групп предметов независимо от их пространственного расположения; отгадывать математические загадки; сравнивать предметы разных размеров по величине; выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку; решать логические задачи на установление закономерностей.

 

 

лист 26

стр.52-53

II-неделя

Занятие № 27

Цель: Закреплять: навыки порядкового счёта в пределах 5; различения количественного и порядкового счёта; умение обозначать словами положение предмета по отношению к себе; различать и называть времена года. Учить решать логическую задачу на установление последовательности событий.

 

 

лист 27

стр.54-55

III-неделя

Занятие № 28

Цель: Закреплять: умение считать в пределах 5; соотносить цифру с количеством предметов. Учить: сравнивать числа 4 и 5; решать логическую задачу на сравнение; развивать представление о равенстве и неравенстве групп предметов.

 

лист 28

стр.56-57

IV-неделя

Занятие № 29

Цель: Закреплять: знания о цифрах от 1 до 5; умение видеть геометрические фигуры в символических изображениях; ориентироваться на листе бумаги. Продолжать учить: порядковому счёту до 5; правильно отвечать на вопросы.

 

лист 29

стр.58-59

МАЙ

I-неделя

Занятие № 30

Цель: Закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов; видеть в контурах окружающих предметов геометрические тела. Способствовать развитию зрительного внимания. Формировать: умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; навыки самоконтроля и самооценки.

 

 

лист 30

стр.60-61

II-неделя

Занятие № 31

Цель: Продолжать учить: соотносить цифру и количество предметов; обозначать словами положение предмета относительно  себя; решать логическую задачу на основе зрительно воспринимаемой информации; отгадывать математические загадки. Формировать: умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; навыки самоконтроля и самооценки.

 

 

лист 31

стр.62-63

III-неделя

Занятие № 32

Цель: Продолжать учить: соотносить количество предметов с цифрой; отгадывать математические загадки; сравнивать предметы по ширине; решать логические задачи. Закреплять: умение понимать отношения между числами; на конкретных примерах понятия «быстро», «медленно».

 

 

лист 32

стр.64-65