Программа дополнительного образования

 

Группа кратковременного пребывания — это целостный образ жизни дошкольника — несколько часов дня, заполненных разнообразной совместной деятельностью в группе сверстников.

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, фантазии, творчества. Без этого он — засушенный цветок».

В. Сухомлинский

 

 

 Программа группы кратковременного пребавания (1)

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Последнее десятилетие прошлого века характеризовалось сокращением сети ДОУ и снижением охвата детей дошкольным образованием. Данные тенденции привели к нарушению гарантии прав граждан на обеспечение доступности образовательных услуг для всех слоев населения, к неравным стартовым условиям при поступлении в школу детей из детского сада и из семьи.

Высокий потенциал системы дошкольного образования не используется в полном объеме, так как часть городских детей не посещают дошкольные учреждения, а воспитываются в семье.

Одним из направлений решения проблем и изменения существующей ситуации может стать развитие вариативных форм работы с дошкольниками на основе их кратковременного неполного пребывания в дошкольном учреждении (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2000 г. № 106/23-16). Предполагается, что кратковременный, но систематический режим пребывания в детском саду позволит сделать услуги дошкольного образования более доступными для населения, решить насущные семейные проблемы, содействовать полноценному развитию ребенка-дошкольника.

Теоретические основы открытия групп кратковременного пребывания

Обзор законодательных актов по функционированию

групп кратковременного пребывания в ДОУ

С целью расширения образовательных услуг в дошкольных образовательных учреждениях, повышения конкурентоспособности, популяризации детских садов среди населения в документах, регламентирующих функционирование дошкольного учреждения, закреплены права образовательных учреждений по выбору спектра образовательных услуг в различных документах, регламентирующих работу ДОУ:

- Приказ Министерства образования РФ от 18 февраля 2002 года № 490 о дальнейшей разработке и апробации пакета документов по обеспечению функционирования новых форм дошкольного образования и т. д.;

- «Программа развития новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях» (письмо Минобразования России от 10.04.2000 г. № 106/23 – 16);

- Рекомендации Минобразования РФ по организации групп кратковременного пребывания разработаны авторским коллективом под руководством канд. псих. наук О. Л. Князевой;

- О платных дополнительных образовательных услугах, оказываемых государственными и муниципальными образовательными учреждениями (Приказ МО РФ от 16.06.98 № 1578);

- О направлении Программы развития новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях (Письмо МО РФ от 10.04.2000 № 106/23-16);

Нормативно-правовые основы организации групп

кратковременного пребывания за пределами работы групп полного дня в МАДОУ Детский сад № 107

  1.  Положение о группах кратковременного пребывания за пределами работы групп полного дня.
  2. Штатное расписание специалистов групп кратковременного пребывания за пределами работы групп  полного дня.
  3. Приказ «О распределении функционала работников группы кратковременного пребывания  за пределами работы групп  полного дня для детей 2-4 лет;.
  4. Приказ «О назначении на должность воспитателя группы кратковременного пребывания за пределами работы групп  полного дня».
  5. Сведения о педагогических работниках групп кратковременного пребывания за пределами работы групп  полного дня.
  6. Дополнительное соглашение к трудовому договору о совмещении.
  7. Приказ «Об установлении доплаты за совмещение должностей и расширение зоны обслуживания должности воспитателя группы кратковременного пребывания за пределами работы групп  полного дня.
  8. Должностная инструкция воспитателя группы кратковременного пребывания за пределами работы групп  полного дня.
  9.  Учебная нагрузка специалистов группы кратковременного за пределами работы групп  полного дня.
  10. Учебный план и режим дня групп кратковременного пребывания за пределами работы групп  полного дня.
  11. Списки воспитанников.
  12. Образовательная программа.
  13. Направление на зачисление ребенка в группу кратковременного пребывания за пределами работы групп  полного дня.
  14. Заявление родителя (законного представителя) на зачисление в группу кратковременного пребывания за пределами работы групп  полного дня.
  15. Анкетные данные родителей (законных представителей).
  16. Согласие родителя (законного представителя) на обработку персональных данных ребенка.
  17. Договор с родителями (законными представителями) ребенка, посещающего группу кратковременного пребывания за пределами работы групп  полного дня.

Экспертиза условий для создания ГКП

 

В МАДОУ  Детский сад  № 107 данное время функционируют  8 групп, работающих 5 дней в неделю по 12-часовому режиму дня, в каждой группе работают по 2 воспитателя, 1 младший воспитатель. Помимо воспитателей, в штатном расписании имеются следующие специалисты: учитель-логопед — 1, педагог-психолог,  музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, ПДО по образительной деятельности, ПДО по театрализованной деятельности, старшая медицинская сестра.

Рабочий день воспитателей — 7 часов 12 минут, помощника воспитателя — 8 часов, специалисты работают на 1 ставку  по графику.

Занятость помещений МАДОУ для осуществления  воспитательно-образовательного  процесса с постоянным контингентом воспитанников: групповые комнаты для детей постоянного пребывания с 7.00 до 19.00; изостудия , музыкальный зал , кабинет педагога-психолога, логопедический кабинет , музей «Мой край родной», экологическая комната, медиатека.

Групповые комнаты и специализированные помещения МАДОУ  полностью приспособлены для разнообразной деятельности детей.

Исходя из анализа ресурсов, определились возможности для открытия ГКП:

Условия реализации программы

Кабинет заведующего

Индивидуальные консультации, беседы с педагогическим, медицинским, обслуживающим персоналом и родителями:• создание благоприятного психо-эмоционального климата для сотрудников МБДОУ и родителей;

• повышение профессионального уровня педагогов;

• просветительская, разъяснительная работа с родителями по вопросам воспитания и развития детей

Методический кабинет

Библиотека для педагогов, видеотека — консультации, повышение профессионального уровня

Кабинет психолога

Комната психологической разгрузки:• коррекционные занятия с детьми и родителями, психогимнастика, индивидуальная работа;

• развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, формирование положительных личностных качеств, поведения детей.

Музыкальный зал

Праздники, досуги, занятия,  индивидуальная работа:• развитие познавательной деятельности;

• просвещение семей воспитанников.

Развитие эмоциональной сферы ребенка, формирование эстетического вкуса через использование различных видов и форм организации музыкальной деятельности.

Спортивный зал

Праздники, досуги, развлечения:• укрепление здоровья детей, приобщение к здоровому образу жизни.Развитие двигательной активности детей, обучение навыкам правильной ходьбы и другим видам основных движений, развитие крупной и мелкой моторики, координации движений.

Изостудия

Развитие тонкой моторики – стимуляция двигательной деятельности (координация движений руки и глаз); развитие способности распознавать цвета и формы; эстетическое удовольствие, ощущение психологического комфорта, способности к самостоятельной деятельности.

Экологическая комната

Знакомство воспитанников с миром растений

Музей «Мой край родной»

Приобщение к истокам культуры народов Башкортостана

Комнат для игр и занятий-медиатека

Формирование ролевых действий, стимуляция сюжетно-отобразительной игры. Развитие социальных навыков, сенсорных способностей, познавательного и речевого развития, конструктивной деятельности и др.

Соляная шахта

Оздоравливание детей

 

Предметно-пространственная среда в ГКП строится в соответствии с требованиями ФГОС от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации » - нового  Закона об образовании.

При организации среды учитываются:

·       возрастные особенности развития детей;

·       уровень сформированности ведущей и типичных видов деятельности;

·       индивидуальные особенности, склонности и предпочтения ребенка;

·       динамичность среды, предполагающей смену деятельности детьми в соответствии с их запросами;

·       использование вариативных методов и приемов обучения в динамичной среде.

 

 

Кадровая подготовка воспитателей, специалистов,

обслуживающего персонала для работы в ГКП

Принципы работы ГКП:

  • образовательная деятельность строится на основе баланса свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми;
  • взрослый привлекает детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и форме деятельности и активизируя своим партнерским участием;
  • в образовательном процессе реализуется дифференцированный и индивидуальный подход по нескольким направлениям:

-организация функциональной среды для свободной самостоятельной деятельности (обеспечение самореализации детей с разным уровнем развития);
-гибкие формы организации детей (пары, подгруппы, малые группы), обогащение содержания деятельности детей соответствующими их интересам и возможностям формами общения;
-дифференцированный временной режим для разных видов совместной деятельности.

Реализация принципов образовательной деятельности по реализации образовательных программ дошкольного образования  невозможна без тщательной подготовки в первую очередь воспитателей, непосредственно работающих с детьми. Воспитатель должен достаточно четко представлять себе, какие цели реализуются при построении педагогического процесса, какие результаты должны быть достигнуты, уметь конструировать, анализировать, выстраивать перспективу развития каждого ребенка в группе на основе психолого-педагогической диагностики. В работе педагога в ГКП предусматриваются различные формы взаимодействия с родителями детей с целью обеспечения непрерывности воспитания и обучения ребенка, закреплению и расширению представлений детей об окружающем мире. Фундаментом же всей последующей консультативной и методической помощи является педагогическая диагностика и, как следствие, заполнение индивидуальных карт развития ребенка, обсуждение планов дальнейшего развития ребенка со специалистами и родителями.

Деятельность специалистов, работающих в ГКП, состоит из систематической, построенной на диагностической основе, коррекционной работы с воспитанниками и консультативной помощи их родителям по своему профилю. Для этого логопед, психолог и другие специалисты  подобрали диагностический инструментарий,  готовы к тесному сотрудничеству с педагогами, врачом-педиатром, родителями, выработали программу действий индивидуально с каждым ребенком и с группой в целом.

 

Цели и задачи  работы групп кратковременного пребывания за пределами работы групп полного дня для детей 2-4 лет

Основные цели:

  • создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, разностороннее развитие психических и физических качеств  в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе;
  • творческое развитие природной одаренности с учетом возможностей каждого ребенка;
  • взаимодействие с родителями с целью развития у них педагогической компетентности по отношению к собственным детям, по созданию необходимых условий для воспитания и полноценного развития ребенка, реализации заложенного в нем индивидуального потенциала, активного вхождения в окружающий мир взрослых и сверстников.

Новизна программы – разработка, апробирование и внедрение новых вариативных форм работы с детьми, родителями. Приоритетное направление в педагогической деятельности при реализации программы – здоровье детей.

Основной задачей открытия ГКП является наиболее полное удовлетворение запросов семьи, общества и развитие вариативных моделей дошкольного образования.

ГКП создаются на основе социального заказа населения, для детей, не посещающих МБДОУ и наиболее полного охвата детей дошкольным воспитанием и развитием с целью:

  • обеспечения полноценного развития детей, не посещающих ДОУ, их социализации в коллективе сверстников и взрослых;
  • обеспечения ранней социализации и адаптации их к поступлению в ДОУ;
  • выравнивание стартовых возможностей для поступления в школу.

 

Организация образовательной деятельности по реализации образовательных программ дошкольного образования в ГКП

 

Организация образовательной деятельности осуществляется в  условиях реализации образовательной программы ДОУ, составленной на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.

- дополнительных образовательных программ: «Программы обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» под редакцией Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной

ГКП решают задачи социальной и педагогической компенсации условий для полноценного развития ребенка.

Содержание образовательной деятельности направлено на реализацию направлений концепции дошкольного воспитания, образовательных программ, рекомендованных Министерством образования РФ.

Обучение и развитие способностей детей осуществляется исключительно исходя из их интересов и индивидуальных особенностей, а также запросов семьи.

Учебно-воспитательный процесс включает в себя разнообразные виды детской деятельности, которая организуется педагогами посредством фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятий.

Учебно-воспитательный процесс в ГКП основывается на  следующих принципах:

  • принцип индивидуализации -  при подборе содержания занятий учитываются не только возрастные возможности, но и личный опыт каждого ребёнка, а главное – его интересы;
  • принцип доступности — ведущая роль в обучении принадлежит игре-занятию;
  • принцип приоритетности работы с родителями — деятельность и общение взрослых с детьми многофункциональны, направлены на решение сразу нескольких дидактических задач, задач развития;
  • принцип максимального использования имеющихся материально-технических ресурсов;
  • принцип личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога с дошкольниками, обеспечивающий психологический комфорт и способствующий развитию детей, является основой педагогического процесса;
  • принцип – не навреди!

 

Программное обеспечение образовательного процесса

Структура учебного плана отражает различные стороны предметной деятельности детей. Программный материал выстраивается по принципу постепенного усложнения с учетом возрастных и психических особенностей обучаю­щихся, при этом используются различные пе­дагогические технологии, методы, формы и приемы организации занятий с обязательным деятельностным подходом.

Темпы продвижения по обра­зовательным программам у детей различны и зависят от их возможностей, уровня развития и возраста.

Планирование образовательной деятельно­сти каждого ребенка осуществляется совмест­но с родителями, педагогами и психологом. Дифференцированный подход позволяет соче­тать групповую и индивидуальную формы обу­чения.

Образовательный процесс сочетает в себе те виды деятельности, которые свойственны детям и получают развитие в дошкольном возрасте:

*игровая деятельность (развивающие, дидактические игры, игры с правилами, сюжетно–ролевые и театрализованные игры);

*продуктивная деятельность (художественно – изобразительная, конструирование, ручной труд);

*двигательная деятельность (подвижные игры, физические упражнения);

*коммуникативная деятельность (свободное общение с педагогом и со сверстниками);

*элементы трудовой деятельности (самообслуживание, коллективная трудовая деятельность).

В ГКП образовательный процесс построен в соответствии с требованиями СанПиН (СанПиН 2.4.1.3049-13):

специально организованное обучение в форме непосредственно образовательной деятельности:

  • максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста, посещающих МАДОУ  Детский сад № 107 составляет:

- для детей в возрасте от 1.5 до 3 лет – не более 1.5 часа в неделю;

- для детей в возрасте от 3-х до 4-х лет – 2 часа 45 минут;

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности составляет:

- для детей в возрасте от 1.5 до 3 лет – не более 10 минут;

- для детей в возрасте от 3-х до 4-х лет – не более 15 минут;

Общее время пребывания воспитанников в ГКП не превышает 3 часов в день для одной группы.

Непосредственно образовательная деятельность проводится в специально оборудованных помещениях согласно расписанию. Расписание составляется в начале учебного года, утверждается заведующим МАДОУ и заверяется печатью.

Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая текущего года.

Формы работы:

  • фронтальные занятия;
  • индивидуальная работа со специалистами.

 

Примерное содержание непосредственно образовательной деятельности  для ГКП  детей 2-4 лет в МАДОУ  Детский сад № 107

 

1. Курс «Мир сказок» преподаётся детям с двух лет. Занятия помогут малышу погрузиться в волшебный мир сказок и дадут первые навыки театрального мастерства.

Курс «Мир сказок» рассчитан на малышей от двух лет. Занятия помогут  ребёнку погрузиться в волшебный мир сказок, дадут возможность попробовать себя в роли любимого героя.

Педагоги сказочного курса научат малышей передавать эмоции и характеры сказочных персонажей и, что немаловажно, играть по правилам. По своей структуре этот курс объединяет в себе основы актёрского мастерства для самых маленьких и сказочную терапию. Дети на радостных, позитивных примерах познают социальные роли, учатся вступать в социальные контакты.

2. «Занимательная математика»  -  логика, изучение геометрических форм.

3. «Мир вокруг нас» — изучение мира животных, растений, природных явлений.

4. «До-ми-солька» рассчитана для детей от двух лет. На занятиях в «До-ми-сольке» они научатся петь и двигаться под музыку, познакомятся с музыкальными инструментами и основами музыкальной грамоты.

5. «Лепка» «Пластилинка» – это один из самых популярных и любимых детьми курсов. Ведь пока не придумано ничего лучше для развития мелкой моторики руки, чем создание прекрасных поделок из разноцветного пластилина и специальной глины.

В рамках занятий лепкой дети под контролем педагога создают удивительных персонажей из любимых сказок, лепят свои воображаемые города. А все это невозможно без знакомства с  пластическими возможностями материалов, без чётких представлений о цвете, без знания свойств геометрических фигур. Занятия развивают не только фантазию, но и объёмное видение предметов, что очень важно для ребёнка: ведь человеку не с рождения дано свойство чётко осознавать объёмы предметов и перспективу пространства.

6. «Цветные ладошки» — только разрисовав себя фломастерами или испачкав акварелью, ребенок понимает — есть в жизни счастье. Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков. Наши занятия позволяют маленькому человечку легко и просто научиться выполнять красивые рисунки.

7. «Акварелька» —  игровой курс по развитию творческих способностей ребенка.

8. «Мастерилка» - занятие для детей 2-4 лет, направлено на развитие творческого воображения, мелкой моторики рук. Дети работают с цветной бумагой и картоном, тканью, пластилином, обучаются владению ножницами, клеем и кистью.

9. «Песочная страна» - развивающие занятия для детей 2-4 лет, на котором дети с помощью песка и различных фигурок игрушек создают свой мир. Программа развивает мышление, воображение, речь, память.

10. «Расслабляющая терапия» (для сенсорной комнаты) — различные расслабляющие техники в сенсорной комнате, способны оздоровить человека, успокоить умственные процессы, уравновесить тело, помочь расслабиться….

11. «Музыкотерапия» — музыкотерапия в сенсорной комнате является одним из главных помощников на пути развития и коррекции психических процессов и коррекции личностных особенностей.

12. Методика «ВЕ-ДЕ-ДО»- Уварова ( организация режимных моментов под музыку)

ГКП  для детей 2-4 лет «Адаптационная группа»

Цель: адаптация детей от 2 до 4 лет к условиям МБДОУ и обеспечение ранней социализации.

Задачи:

  • помощь в адаптации к условиям МАДОУ детям раннего возраста;
  • установление контактов с родителями, педагогическое просвещение;
  • формирование умений общения со сверстниками.

Режим работы:  группа  функционирует в режиме пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями: суббота и воскресенье.

Длительность пребывания детей в группе учреждения – 3 часа  в день(с 9:00 до 12:00).