Программа дополнительного образования
Программа дополнительного образования
|
Содержание |
|
I |
Целевой раздел |
|
1.1 |
Пояснительная записка |
3 |
1.2 |
Планируемые результаты освоения Программы. |
7 |
II |
Содержательный раздел |
|
2.1 |
Содержание образовательной деятельности с детьми. |
10 |
2.2 |
Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы дошкольного образования |
16 |
2.3 |
Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников |
18 |
III. |
Организационный раздел |
|
3.1. |
Структура образовательной деятельности группы |
19 |
3.2. |
Максимально допустимая образовательная нагрузка воспитанников группы |
20 |
3.3 |
Создание развивающей предметно - пространственной среды группы |
22 |
3.4 |
Методическое обеспечение образовательной деятельности |
23 |
I Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Моя малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжение всей жизни определяет очень многое, если не сказать – всё!
Дополнительная программа по ознакомлению дошкольников с родным краем муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 107 (далее Программа) разработана в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155);
- Комментариями к федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования от 28 февраля 2014 г. №08-249;
- Федеральным Законом «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ);
Дополнительная Программа обеспечивает знакомство дошкольников c самобытностью и культурой людей, проживающих в Республике Башкортостан г.Уфа, своеобразием животного и растительного мира, воспитание любви к своей «малой Родине».
Содержание программы подобрано с учётом возрастных психофизиологических особенностей детей и санитарных норм.
Цель дополнительной программы: формирование у детей интереса и ценностного отношения к родному краю.
Задачи:
- Дать представления о географическом расположении, природных ресурсах, климатических условиях, животном и растительном мире;
- Формировать бережное отношение к природе и всему живому;
- Знакомить детей с историческим прошлым и настоящим родного края;
- Знакомить с культурным наследием, развивать интерес к местным традициям и промыслам.
- Привлекать родителей к совместному участию и поддержке познавательного интереса детей при ознакомлении дошкольников с родным краем.
Программа учитывает следующие принципы:
- Принцип доступности: содержание и объем знаний о родном крае, приемы обучения соответствуют возрасту и уровню познавательного развития детей.
- Принцип постепенности, последовательности и систематичности: темы повторяются в каждой группе, изменяется только содержание, объем познавательного материала и сложность.
- Принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса - создает условия для обогащения детских представлений о Родном крае, позитивно отражается на перспективах развития ребенка.
- Принцип рационального сочетания разных видов деятельности.
- Принцип развивающего характера обучения, основанного на детской активности.
Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом воспитании дошкольников рассматривают социально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре «малой Родины». В основе предлагаемой программы – тематический подход. Практический и методический материал систематизируется по разделам: «Родной край», «Географическое положение», «Родной город», «Растительный и животный мир Республики Башкортостан г.Уфа», «Коренное население», «Традиции и промыслы», «Комбинат»; и учитывает особенности региона: географические, погодно-климатические, экологические, природные, культурно-национальные, что способствует системному усвоению детьми знаний о родном крае.
Программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем ориентирована на детей в возрасте от 5 до 7 лет и рассчитана на 2 года. Программа составлена с учетом требований, определенных нормативными документами. В учебном плане определено количество часов, отведенных на знакомство с каждым разделом. Занятия проводятся в форме познавательной деятельности, согласно учебно-тематического плана и предполагают познавательный и продуктивный блок. Часть познавательного материала по ознакомлению с родным краем вынесена в совместную деятельность с детьми (сюжетно-ролевые, дидактические игры, беседы, продуктивную деятельность). Для каждой возрастной группы в программе представлен примерный перспективный план работы.
Практическая значимость разработанной Программы заключается в том, что ее внедрение позволит повысить уровень воспитанности основ патриотизма у старших дошкольников, окажет положительное влияние на формирование духовно-нравственных чувств при ознакомлении дошкольников с малой Родиной.
Применение информационно-коммуникационных технологий будет способствовать повышению интереса к воспитанию и обучению, его эффективности, развивать ребёнка всесторонне. Использование в работе ИКТ позволит вывести деятельность ДОУ на новый качественный уровень, обновить содержание образовательного процесса, соответствующее современным государственным стандартам образования.
Новизна Программы состоит в систематизации подходов к ознакомлению дошкольников с родным городом средствами информационно-коммуникационных технологий и их адаптации к условиям города Уфа.
Предлагаемый в перспективных планах порядок разделов и тем может варьироваться и изменяться по усмотрению педагога.
Основные задачи:
- Создавать условия для формирования нравственной основы первоначальных чувств патриотизма как общечеловеческой ценности (любви к своей семье, детскому саду, родному краю, стране, окружающим).
- Приобщать к прошлому и настоящему своей родины. Дать представление о национальных праздниках. Знакомить с символикой родного города. Воспитывать чувство любви к своей «малой родине», уважительное и доброжелательное отношение к другим национальностям. Способствовать овладению элементарной этикой межнациональных отношений. Формировать чувство патриотизма и любви к природе родного края. Знакомить с наиболее часто встречающимися растениями, животными, грибами, природными материалами. Продолжать формировать основы экологически грамотного поведения, экологической культуры.
- Знакомить с культурными традициями своего края, с народным декоративно-прикладным искусством, формировать представления о художественных ремеслах.
4. Формировать представления о профессиях, профессиональных принадлежностях и занятиях людей.
Срок реализации рабочей программы 2020-2021 учебный год (сентябрь - май).
1.2. Планируемые результаты освоения программы
Образовательная область |
Образовательные результаты |
Ознакомление с родным краем (дети 5-6 лет) |
1. Имеет знания о себе, о семье, о профессиях родителей. 2. Имеет элементарные представления о Республике Башкортостан, о родном городе УФА. 3.Знает достопримечательности родного города (музей, библиотека, Дом культуры, Памятники). 4.Имеет представление об особенностях Республики Башкортостан, его географическом положении на карте России. 5.Знает животных, птиц, насекомых, растения Республики Башкортостан
|
Ознакомление с родным краем (дети 6-7 лет) |
1.Имеет представление об истории Республики Башкортостан, родного города. 2.Знает 2-3 стихотворения о Республики Башкортостан , городе Уфа. Стихи поэтов- земляков. 3.Имеет представление о деятельности знаменитых людей, прославивших Республику Башкортостан. 4.Знает достопримечательности родного города (музей, библиотека, Дом культуры, Памятники). 5.Знает животных, птиц, насекомых, растения Республики Башкортостан. 6.Сформировано чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю Республики Башкортостан. 7.Уважительно относится к своей стране, к родному краю, своей семье, толерантное отношение к людям, независимо от их возраста, национальности. 9.Принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. |
Система оценки результатов освоения Программы.
(Старшая и подготовительная к школе группы)
Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития воспитанников. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики, которая проводится в ходе наблюдений за активностью обучающихся в образовательной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – тест - карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого обучающегося в ходе:
- коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
- игровой деятельности;
- познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
- проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
- художественной деятельности;
- двигательной деятельности.
Диагностика уровня развития проводится два раза в год.
Высокий уровень
– знает название села, района, края, страны, свой адрес;
- называет и узнаёт (по иллюстрации, фотографии) достопримечательности, социально-значимые объекты села; зелёные зоны родного села; 4-5 улиц; символику Республики Башкортостан;
- называет народные праздники, игрушки, предметы быта;
- называет природные богатства района, края;
- знает природно-климатические зоны, ландшафты родного края;
- называет животных и растения родного края, а так же занесённых в Красную книгу, имеет представление о заповедниках Республики Башкортостан;
- называет профессии и имеет устойчивый интерес к труду взрослых;
- знаком со стихами башкирских поэтов, называет фамилии поэтов города УФЫ.
- заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договариваться со сверстниками, анализирует поступки.
Средний уровень
– знает название родного города, района, края, страны, свой адрес;
- затрудняется назвать достопримечательности, социально-значимые объекты села (по иллюстрации, фотографии); зелёные зоны родного села; 4-5 улиц; символику Республики Башкортостан (делает это после пояснения взрослого);
- затрудняется назвать народные праздники, игрушки;
- с помощью взрослого называет природные богатства края, природно-климатические зоны;
- называет несколько животных и растений родного края;
- называет профессии, но интерес к труду взрослых не устойчив;
- имеет поверхностные представления о жизни народов, заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договариваться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
Низкий уровень
– не знает название края, страны, но может сказать название родного городасела, свой адрес;
- отсутствуют знания о достопримечательностях села, плохо знает названия улиц;
- с трудом называет народные праздники, игрушки; не может назвать природные богатства, климатические зоны;
- затрудняется назвать профессии, профессии своих родителей;
- не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбие, не считается с интересами товарищей, не умеет договариваться с ними, не оказывает помощь; не может анализировать поступки.
II Содержательный раздел
2.1 Содержание образовательной деятельности с детьми.
Сроки проведения |
Тема |
Цели и задачи |
Содержание работы |
|
|
Сентябрь |
1.Республика Башкортостан-наш родной край
|
Закрепить знания о республике Башкортостан; продолжать воспитывать любовь к родному краю. |
Рассказ воспитателя, рассматривание карты, показ иллюстраций, фотографий |
|
|
|
2.Символика республики Башкортостан |
Познакомить с гербом, гимном, флагом республики Башкортостан активизировать словарь детей словами: герб, гимн, флаг. |
Рассматривание герба, флага, дидактические игры «Составь флаг», «Найди герб» |
|
|
|
3.Уфа - столица республики Башкортостан |
Дать представление о главном городе –столице республики, познакомить с его достопримечательностями. |
Показ иллюстраций, художественное слово, проговаривание. |
|
|
|
4. Природа родного края |
Дать детям представление о природо - географических особенностях РБ, о климатических условиях и протекании сезонных явлений, о башкирском народном календаре. |
Заучивание отрывка из стихотворения С.Вишневского «Моя республика», рассматривание иллюстраций в книгах о природе. |
|
|
Октябрь |
1. Осень золотая |
Закрепить знания детей о приметах осени; познакомить с башкирскими народными пословицами и поговорками, воспитывать любовь к родной природе |
Показ иллюстраций, вопросы, индивидуальные и хоровые ответы, художественное слово. |
|
|
|
2.Лес - наше национальное богатство |
Уточнить и закрепить понятие детей о том, что лес наше богатство, показать значение леса в жизни человека. Продолжать знакомить с правилами поведения в лесу. |
Рассматривание альбомов, чтение стихов «Береза», «Могучий дуб»; дид.игра «Угадай дерево по описанию» |
|
|
|
3. Дары леса башкирского края |
Закрепить названия грибов, учить называть их. |
Рассматривание альбома «Грибы», проговаривание, игра, вопросы, отгадывание загадок. |
|
|
|
4.Животные башкирских лесов |
Уточнить представления детей об обитателях леса; воспитывать бережное отношение и интерес к жизни животных. |
Рассматривание иллюстраций, дид.игра «Кто лишний?», хороводная игра «Сур меран», вопросы, ответы. |
|
|
Ноябрь |
1.Осенние заботы животных и птиц |
Обобщить знания детей об осенних изменениях в природе, о трудных и важных заботах животных и птиц перед долгой зимой; развивать интерес к закономерностям в живой природе |
Рассказ воспитателя, вопросы, ответы, рассматривание иллюстраций, чтение худ. произведения. |
|
|
|
2. Чтение башкирской сказки «Как собака нашла себе хозяина» |
Продолжать работу с башкирской сказкой, ее традициями; учить рассуждать, делать выводы по содержанию сказки; развивать умение связно передавать текст; воспитывать драматические навыки, интонационную выразительность. |
Чтение сказки, рассматривание иллюстраций к сказке, пересказ текста, драматизация сказки |
|
|
|
3.Домашние животные |
Обогащать словарный запас детей, учить отвечать на вопросы (кто это? что делает?); прививать любовь к домашним животным. |
Рассматривание картинок, рассказывание, вопросы, ответы детей, башкирская игра «Юрта» |
|
|
|
4.Домашние птицы |
Пополнить словарь детей новыми словами (названия птиц, которые живут в родном крае). |
Рассматривание картинок, проговаривание, вопросы, индивидуальные и хоровые ответы. |
|
|
Декабрь |
1.Зима полна серебра |
Обобщить представления детей о зиме; закрепить их о характерных признаках зимних месяцев; познакомить с народными приметами, пословицами. |
Загадывание, рассматривание иллюстраций, альбома «Зима», вопросы, ответы, игра. |
|
|
|
2.Волшебница-зима |
Учить воспринимать поэтический образ зимы средствами художественной выразительности; создать у детей эмоциональный настрой, дать возможность отразить свои впечатления в рисунках. |
Чтение стихотворений С.Вишневского «Здравствуй, зима!», Н.Наджми о зиме; вопросы, ответы детей. |
|
|
|
3.Знакомство с народными ремеслами |
Познакомить детей с башкирскими народными ремеслами: ткачество, вязание, обработкой шкур, шерсти, выделкой кож, изготовление кожаной и деревянной посуды; вызывать интерес к творчеству народа башкир. |
Рассматривание изделий из пряжи, дерева, кожи, шкур. Рассказ педагога. Игра «Палка-кидалка». |
|
|
|
4. Башкирская традиционная вышивка |
Расширить знания о народных ремеслах, познакомить с башкирской традиционной вышивкой; воспитывать уважение к традициям своего народа. |
Рассматривание альбомов «Башкирские орнаменты», показ изделий (салфетки, калфак, омулет, жилет и др.), рассказ воспитателя, дид.игра «Найди одинаковые». |
|
|
Январь |
1.В гостях у Мудрой девушки (сказка) |
Закрепить знания башкирского прикладного творчества в продуктивной деятельности детей, поднимать детям настроение от проделанной работы, развивать чувство ритма, цвета при составлении орнамента. |
Вопросы, ответы детей, дид.игра «Дорисуй»,рисование на тему «Подарок для девушки». |
|
|
|
2.Обрядовые праздники башкирского народа |
Дать детям представление об обрядовых праздниках, познакомить с праздником «Курбан байрам», воспитывать интерес и уважение к башкирской культуре |
Рассказ воспитателя, показ иллюстраций, игра, сюрприз, поощрение. |
|
|
|
3.Чтение, придумывание другого конца башкирской народной сказки «Лиса-сирота» |
Познакомить детей с башкирской сказкой и ее героями. Вызывать эмоциональный отклик на услышанное и усиливать его с помощью драматизации. |
Чтение и пересказ сказки, обыгрывание ее, придумывание другого конца. |
|
|
|
4. Башкирские потешки |
С помощью потешек и пальчикового театра развивать мелкую моторику рук, речь, мышление, память; Воспитывать любовь к малым формам башкирского фольклора; поощрять творческие подходы к применению выразительных средств в пальчиковом театре. |
Чтение потешек, обыгрывание их с помощью пальчикового театра. |
|
|
Февраль |
1. Башкирская национальная одежда |
Познакомить с национальной одеждой башкирского народа, продолжать воспитывать уважение к башкирскому народу. |
Показ, рассказ педагога, повторение, игра «Разноцветные платочки». |
|
|
|
2.Обувь башкирского народа. |
Побуждать детей запоминать названия обуви , развивать логическое мышление. |
Показ , загадывание, игра «Липкие пеньки», сюрприз. |
|
|
|
3.Знакомство с башкирскими народными музыкальными инструментами. |
Познакомить с башкирскими народными музыкальными инструментами (курай); воспитывать интерес к культуре башкир. |
Показ иллюстраций, проговаривание, вопросы, ответы детей, игра «Курай».
|
|
|
|
4.Веселые песни башкирского народа. |
Продолжать воспитывать любовь и уважение к музыкальному творчеству башкирского народа; развивать память, совершенствовать , танцевальные навыки. |
Слушание песен, заучивание песни , музыкальная игра с элементами народных песен и танцев «Ак тирэк-кук тирэк». |
|
|
Март |
1.Рассматривание репродукции картины башкирского художника Касима Давлеткильдеева. «Девочка- башкирка в голубом». Составление описательного рассказа. |
Дать детям представление о таком жанре живописи как «портретная». Упражнять детей в составлении описательного рассказа по портретной живописи. |
Рассматривание картины, вопросы по содержанию, беседа воспитателя о том, что такое портретная живопись. |
|
|
|
2.Домашняя утварь башкирского народа |
Познакомить детей с домашней утварью башкирского народа (саба, мортай, ашлау, алдыр,оро и тд.) , развивать интерес к жизни и быту башкирского народа. |
Показ домашней утвари, рассказ воспитателя, вопросы, ответы детей, игра «Уголки». |
|
|
|
3.Встреча весны |
Закрепить знания о весенних изменениях в природе, развивать бережное отношение ко всему живому , учить детей сопереживать вместе с природой ее радость и печаль. |
Рассказ педагога, чтение стихов, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций , вопросы, ответы детей, дид.игра «Зонтик». |
|
|
|
4.Птицы - наши пернатые друзья |
Уточнить и расширить представления детей о перелетных птица, об их жизни в весенний период; обогащать словарный запас детей, развивать интерес к жизни птиц; воспитывать заботливое отношение к ним. |
Рассматривание картинок с изображениями птиц, загадывание, проговаривание, игра «Поймай воробья поясом» |
|
|
Апрель |
1.Реки и озера нашей республики |
Дать детям представление о реках и озерах своей республики (река Белая, озеро Асылыкуль; рассказать об обитателях; воспитывать любовь к родному краю. |
Рассматривание иллюстраций, составление рассказов, проговаривание. |
|
|
|
2.Первоцветы |
Уточнить и расширить представления о первых цветах весны; активизировать словарь детей; учить любоваться растущими цветами, беречь прекрасные творения природы; воспитывать бережное отношение к природе. |
Игра «Да - нет»,вопросы, ответы детей , показ иллюстраций , чтение стихотворения «Весна» |
|
|
|
3.Викторина «Знатоки сказок» |
Поднимать интерес детей к башкирской сказке ; вызвать радостное настроение , эмоциональную комфортность , чувство товарищества и взаимопомощи. |
Показ иллюстраций , вопросы , ответы детей, загадывание , поощрение. |
|
|
|
4. «Башкирский край»-земля Салавата Юлаева. |
Расширить знания детей об истории культуре башкирского народа,познакомить детей с национальным героем С.Юлаевым ; обогащать словарный запас; воспитывать любовь к родному краю. |
Загадывание, рассматривание картинок , чтение стихотворения Муссы Гали «Салават» , показ иллюстрации к стихотворению , проговаривание. |
|
|
Май |
1.Мир насекомых |
Познакомить детей с миром насекомых , развивать умение обобщать насекомых по существенным признакам ; воспитывать интерес к насекомым , природе. |
Загадывание , рассматривание картинок , чтение стихотворения Анат Роанов «Башкирский мёд» , показ иллюстрации к стихотворению , проговаривание. |
|
|
|
2.Герои Великой Отечественной войны - наши земляки |
Формировать представления о героических защитниках страны в годы ВОВ, познакомить детей с подвигом нашего земляка Муссы Гареева, воспитывать чувство любви к малой и большой Родине. |
Рассказ воспитателя , рассматривание иллюстраций , вопросы , ответы детей. |
|
|
|
3.Викторина «Знаешь ли ты родной край?» |
Обобщить знания детей о родном крае (природа башкирского края, история и быт, искусство и фольклор башкирского народа и т.д.) |
Вопросы ,ответы детей , игра «Кот и мыши» |
|
2.2. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы дошкольного образования по направлению «Ознакомление дошкольников с родным краем»
Объектпедагогической диагностики (мониторинга) |
Формы и методы педагогической диагностики |
Периодичность проведения педагогической диагностики |
Длительность проведения педагогической диагностики |
Сроки проведения педагогической диагностики |
Индивидуальные достижения детей в образовательной области. |
-Ответы на вопросы
|
2 раза в год |
1-2 недели |
Сентябрь Май |
Диагностика выявления уровня представлений о национальной культуре (башкирской)
(Старшая и подготовительная группы)
- В каком городе ты живёшь?
- На какой улице ты живёшь?
- Назови достопремичательности города Уфы?
- Как называется жилище, в котором раньше жили башкиры?
- Назови предметы домашнего быта, которые находились в башкирской юрте?
- Назови детали мужской и женской башкирской национальной одежды?
- Какие у тебя любимые традиционные башкирские блюда? Расскажи, как их готовить.
- Назови, какую посуду использовали в быту башкиры.
- Какой вид труда распространен у башкир?
- Какие башкирские народные сказки знаешь? Сможешь рассказать одну?
- Какие знаешь башкирские пословицы, поговорки, загадки? Как ты их понимаешь?
- Кто твой любимый башкирский писатель? Какие произведения башкирских писателей ты знаешь?
- Любишь ли ты музыку? Назови композиторов Башкортостана.
- Назови башкирские музыкальные инструменты.
- Картины каких башкирских художников ты знаешь?
- Какие ты знаешь башкирские подвижные игры? Сможешь объяснить правила игры?
- Назови предметы ДПИ башкирского народа.
- Назови традиционные башкирские праздники.
№ |
Ф,И,О ребенка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
Всего |
Ср. балл |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Средний балл подсчитывается путём деления суммы баллов на количество вопросов.
Оценка:
Высокий уровень – от 3 до 2.6 баллов
Средний уровень – от 2.6 до 2 баллов
Ниже среднего – 2 балла.
2.3 Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников
Сроки проведения |
Форма взаимодействия |
Сентябрь |
1.Анкетирование с целью выявления уровня осведомления родителей о дополнительных услугах |
Октябрь |
1.Оформление информационного стенда «Наш форум» памятки, буклеты. 2. Совместно с родителями оформить папку-передвижку «Уфа-мой дом родной» |
Ноябрь |
1.Оказание консультационной поддержки родителям в вопросах ознакомления детей с родным краем. 2.Срвместно с родителями изготовить дидактические игры. |
Декабрь |
1.Помощь родителям по созданию предметно - развивающей среды в семье 2. Выставка рисунков «Дом в котором я живу» |
Январь |
1. Совместный просмотр презентаций и видеороликов о Республике Башкортостан вместе с родителями 2.Фотовыставка «Изделия башкирских умельцев» |
Февраль |
1.Участие в совместных праздниках, выступлениях, конкурсах 2.Выставка на тему: «Увлекательное путешествие по родному городу» |
Март |
1.Создание мини – книг, макетов. 2. «Моя улица, улицы ближайшего окружения » фотовыставка. 3.Анкетирование родителей «Приобщение дошкольников к народным этикетным традициям» |
Апрель |
1.Консультация для родителей «Роль родителей в ознакомлении детей с природой родного края» 2. Выставка рисунков «Первоцветы» |
Май |
1. Наши герои. Фотовыставка. 2. Викторина «Как хорошо знаешь ты, свой родной край?» |
3.Организационный раздел рабочей программы.
3.1. Структура реализации образовательной деятельности
Режимные моменты |
Совместная деятельность с педагогом |
Самостоятельная деятельность детей |
Совместная деятельность с семьёй |
Ознакомление с родным краем.. Формы организации детей |
|||
Индивидуальные Подгрупповые |
Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
Индивидуальные |
Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
Наблюдение Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы Игра Игровое упражнение Проблемная ситуация Конструирование из песка Лепка, рисование, аппликация Обсуждение (произведений искусства, средств выразительности и др.) Создание коллекций
|
Образовательная деятельность (рассматривание картин, рассказ педагога) Экспериментирование Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые) Тематические досуги Выставки работ декоративно-прикладного искусства, Создание коллекций Обучение Опытническая деятельность, Дид. игра Занимательные показы Индивидуальная работа Обучение. Наблюдение Рассматривание Индивидуальная работа Обыгрывание. Коллективная работа |
Украшение личных предметов Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые) Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства Самостоятельная изобразительная деятельность Самостоятельная деятельность с материалами Проблемная ситуация Игра дидактическая Проблемная ситуация Сюжетно - ролевая игра |
Создание соответствующей предметно-развивающей среды Экскурсии Прогулки Создание коллекций Консультации Мастер-класс Конкурсы Беседа Рассматривание Участие в кол. работе Наблюдение Рассказы Выставки детских работ Открытые просмотры образовательной деятельности Консультация Экскурсии Беседы, чтение Ситуативное обучение |
3.2. Максимально допустимая образовательная нагрузка воспитанников 5 – 7 лет
(в соответствии с требованиями СанПиН, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 г. № 26)
Группы |
Продолжительность одного занятия по художественному развитию |
Количество образовательных занятий по рисованию в неделю |
Старшие группы |
25 минут |
1 раз в неделю
|
Подготовительные группы
|
30 минут |
1 раз в неделю |
Примечание: В середине занятий статического характера
|
3.3. Создание развивающей предметно- пространственной среды
Образовательная область |
Обогащение (пополнение) развивающей предметно-пространственной среды |
|
Содержание |
Срок (месяц) |
|
Ознакомление с родным краем |
Пополнить наглядно-дидактический материал по теме «Домашние животные» |
Октябрь |
Пополнить наглядно-дидактический материал по теме «Башкирская традиционная вышивка» |
Ноябрь |
|
Пополнить наглядно-дидактический материал по теме «Башкирские потешки» |
Декабрь |
|
Пополнить наглядно-дидактический материал по теме «Домашняя утварь башкирского народа» |
Февраль |
|
Пополнить наглядно-дидактический материал по теме «Первоцветы» |
Март |
|
Пополнить наглядно-дидактический материал по теме «Герои ВОВ – наши земляки» |
Апрель |
3.4. Методическое обеспечение образовательной деятельности
Образовательная область, направление образовательной деятельности |
Список литературы |
Ознакомление с родным краем |
12.О. В. Дыбина. Ребенок и окружающий мир. Мозаика – Синтез, Москва, 2010 г. 13.Л. Ю. Павлова. Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4-7 лет с окружающим миром. Мозаика – Синтез, Москва, 2012 г. 14.Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. Проектная деятельность дошкольников. Мозаика – Синтез, Москва, 2010 г. 15.Л. В. Куцакова. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Мозаика – Синтез, Москва, 2010 г. 16. Л.Н.Гасанова, Р.Х.Гасанова. Словесное творчество дошкольников. (на основе национальной культуры башкирского народа) - Уфа, 2016г. 17. Л.Н.Гасанова, Р.Х.Гасанова. Фольклор в воспитании дошкольников. 18. Азнабаев Ф.Г., Фаизова М.И., Агзамова З.А.Академия детства. Хрестоматия к региональной программе формируемой участниками образовательных отношений ДО РБ – Уфа 2016г. 19. Р.Х.Гасанова. Земля отцов. Программа – руководство. Издательство БИРО, Уфа – 2004г.
20. Ясева Н.Ю. «Воспитание основ патриотических чувств у дошкольников». – Могилёв, 2000. – 96с. 21.Авдеева Е.В. «Патриотическое воспитание старших дошкольников». – Мн., 2004. – С. 18-20 22. Анциферова А.А. «Формирование представлений о Родине в процессе знакомства детей с окружающей жизнью// Знакомство дошкольников с окружающей жизнью». – Ульяновск, 1973. –С. 15-35 23.. Богомолова М.И. «Интернациональное воспитание дошкольников». – М.: Просвещение, 1988. – 110с. 24.. Гаранина Т.П. «Семейные традиции и их роль в воспитании детей». – Мн., 1983. – 61с. 25. Дошкольная педагогика./Под ред. В.И.Логиновой, Т.Г.Саморуковой. – М.: Просвещение, 1980. – 288с. 26. Жарикова А.Д. «Растите детей патриотами: книга для воспитателей детского сада». М.: Просвещение, 1980. – 192с. 27. Жуковская Р.И. и др. «Родной край: пособие для воспитателей детских садов»./ Под ред. Козловой С.А. – М.: Просвещение, 1990. – 238с. 28. Мартышин В.С. «Твоя родословная: Уч. пособие по изучению истории семьи и составление родословной». – М., Школьная пресса, 2000. – 224с. 29.Карандашев Ю.Н. «Семейная биография ребёнка». – Мн., 1992. – 67с. 30.Карандашев Ю.А. «Развитие представлений у детей. Уч. пособие»/ Мн-во просвещения БССР. – Мн., 1987. – 82с. 31.Козлова С.А. «Воспитание патриотических чувств.// Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников». Под ред. Н.Ф. Виноградовой, - М.: Просвещение, 1980. – 45-74 с. 32.Крылова Н.М. «Формирование системных представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста». 1982. – 17с. 33.Никонова Л.Е. «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с явлениями общественной жизни». – М.: Народная асвета, 1984. – 59с.
|