Программа дополнительного образования "Мастерская народных умельцев"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 107 городского округа город Уфа Республики Башкортостан

 

 

 

«Утверждаю»

Заведующий МАДОУ

Детский сад № 107

______________    / И.Н.Казакова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Название предмета: «Мастерская народных умельцев»

Возраст: 5 - 7 лет

Срок реализации программы: 2 года

Руководитель кружка: педагог дополнительного образования Лысенко Анна Юрьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уфа 2016-2017гг.

 

 

Актуальность программы

 

Окружающая ребенка материальная среда должна быть «согревающей» и питающей энергией Добра, Света, Любви и Красоты. Такую энергию несут в себе и вещи, сделанные своими руками. Необходимо взращивать в детских сердцах чуткость к Прекрасному, к Доброму, тогда у них появится желание самим создавать Красоту своими руками и преумножать энергию Добра. Нельзя создать Красоту без мастерства, но одного мастерства недостаточно! Леонардо да Винчи еще много веков назад нашел свой ответ на этот вопрос: «Для того чтобы созидать красоту, надо самому быть чистым душой».

Учить мастерству и совершенствовать душу растущего человека можно одновременно, если окунуть его в атмосферу творчества. Ребенок, творящий своими руками и окруженный добрым, чутким и уважительным отношением, основанным на вере в его потенциальные возможности, крепнет умом и богатеет душой, а значит, способен творить с большим вдохновением и глубиной. В этом и состоит огромное педагогическое значение приобщения детей к занятию декоративно-прикладным творчеством.

Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том, что искусство обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала детей. Наиболее привлекательными видами художественной деятельности для детей дошкольного возраста являются рисование красками, аппликация, лепка, конструирование.

Выполнение игрушек и декоративных поделок развивает образное мышление, способствует воспитанию художественного вкуса и творческой познавательной активности детей.

Цели и задачи дополнительного образования направлены на раскрытие и развитие творческих способностей и задатков, заложенных в ребенке. Следуя этим задачам, была составлена данная  программа.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Т.С.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Велико значение опыта народных мастеров для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания.

Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированны на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

Целесообразность. цель - подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. На занятиях кружка дети осваивают не только тайны мастерства ремесла, но и учатся находить новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным решением образа, отвечающим эстетике наших дней.

Отличительная особенность данной программы состоит в том, что дети знакомятся шире и глубже с символикой народного декоративно-прикладного искусства и её значением.

Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству. Оптимальной формой построения процесса эстетического воспитания детей средствами народного декоративно - прикладного искусства выступают занятия, которые предполагают инновационную направленность.

Темы занятий программы дают более целостное представление дошкольникам образного видения народом устройства мира, основ зарождения орнамента.

В народном декоративно-прикладном искусстве есть традиционность, инновационность, креативность. Таким образом, символика народного декоративно-прикладного искусства несёт в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у дошкольников изобразительных способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Цель программы – формирование эстетического восприятия и развитие творческих способностей у детей средствами народного декоративно – прикладного искусства.

Задачи программы:

Обучающие:

  • закреплять и расширять знания основ народного декоративно – прикладного искусства, полученные на занятиях по изобразительной деятельности;
  • раскрыть истоки народного творчества;
  • знакомить детей с многообразием элементов росписей и показать широту их применения;
  • научить сравнивать различные виды росписей: находить черты сходства и их различия;
  • знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения в декоративно – прикладном искусстве;

Развивающие:

  • развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения декоративного искусства, формировать основы эстетического восприятия;
  • пробуждать любознательность в области народного декоративно-прикладного искусства;
  • развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
  • развивать операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
  • совершенствовать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами;
  • развивать мелкую моторику рук;

Воспитывающие:

  • осуществлять эстетическое воспитание детей: формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
  • воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире;
  • воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству;
  • формировать устойчивый интерес к художественной росписи;
  • прививать и совершенствовать у детей такие качества как трудолюбие, внимательность, аккуратность;
  • воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

Направления:

  • расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов;
  • самостоятельное создание детьми декоративных изделий;
  • использование различных изобразительных материалов при создании декоративных изделий.

Структура программы:

Программа кружка «Мастерская народных умельцев» основана на принципах построения общей дидактики:

  • связи с жизнью,
  • систематичности,
  • реалистичности,
  • активности,
  • контролируемости,
  • последовательности,
  • индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей,
  • доступности материала, его повторности,
  • построения программного материала от простого к сложному,
  • наглядности.

В программу включены следующие разделы:

  1. Работа с бумагой
  2. Роспись
  3. Лепка
  4. Использование нетрадиционных технологий
  5. Выставки, праздники

Формы работы с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством:

1. создание ситуации успеха;

2. Жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).

3. Игровые методы:

- сюрпризные моменты, игровые ситуации;

- пальчиковые игры, динамические упражнения.

Формы занятий: в проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые, коллективные формы работы.

Типы занятий:

  • На тему предложенную педагогом (освоение нового материала, повторение пройденного);
  • На тему выбранную ребёнком (по его замыслу).

Организация деятельности кружка:

Программа работы кружка рассчитана на двухгодичное обучение. Кружок первого года обучения комплектуется из детей 5-6 лет, второго года обучения – 6-7 лет.

  1. Режим работы кружка - занятия проводятся 2 раза в неделю.
  2. Продолжительность занятия - 20 -30 минут (в зависимости от возраста

детей), во вторую половину дня.

  • Оптимальное количество детей на занятии – 6-8 человек.

Форма подведения итогов – диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны контрольные и индивидуальные беседы, диагностические критерии.

Характеристика ожидаемых результатов:

В результате систематического посещения кружка «Мастерская народных умельцев» дети 5 – 6 лет:

  • должны иметь представление о народных промыслах, узнавать их (городецкая, хохломская, гжельская росписи, дымковская, филимоновская глиняная игрушки, вологодские кружева, изделия народов Сибири);
  • должны уметь выделять элементы узора и составлять из них композицию;
  • должны уметь самостоятельно определять последовательность выполнения росписи;
  • должны уметь подбирать и передавать колорит нужной росписи;
  • передавать выразительные особенности в лепке;
  • должны уметь последовательно вести работу;
  • должны уметь самостоятельно и творчески применять умения и навыки полученные на занятиях;
  • должны иметь представление о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами;

В результате систематического посещения кружка «Мастерская народных умельцев» дети 6 – 7 лет:

  • должны иметь представление о народных промыслах (городецкая, хохломская, гжельская росписи, дымковская, филимоновская глиняная игрушки, вологодские кружева, изделия народов Башкортостана);
  • должны уметь различать изделия разных народных промыслов;
  • должны выделять характерные средства выразительности элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен симметричный узор композиции;
  • должны иметь представление о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами;
  • должны уметь рисовать узоры по мотивам изделий народного декоративно-прикладного искусства на силуэтах, изображающих предметы быта; вылепленные детьми;
  • должны уметь использовать в лепке разные способы (пластический, комбинированный, конструктивный);
  • должны уметь трансформировать бумагу в объемные предметы;
  • должны иметь представление о способах аппликации и конструировании из бумаги предметов быта;
  • должны уметь последовательно вести работу;
  • должны уметь самостоятельно провести анализ рисунка и изделия по народному декоративно-прикладному искусству;
  • должны уметь пользоваться свободно кистью, уметь намечать последовательность изготовления изделия, выполнять изделия самостоятельно, уметь контролировать свои действия со словесным объяснением.
  • должны уметь видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления и эмоциональное отношение через свое творчество;
  • должны уметь эстетично оформлять свою работу.

Используются разнообразные формы работы с родителями:

  • Родительские собрания;
  • Индивидуальные консультации;
  • Количество занятий

Ознакомление с работой кружка «Мастерская народных умельцев»

1

Народное искусство

1

Дымковская игрушка

5

Филимоновская игрушка

4

Гжель

4

Вологодские кружева

4

Городецкая роспись

5

Хохлома

4

Башкирские орнаменты

3

Итоговое занятие

1

Всего занятий

31

Изучаемый материал

по народному декоративно-прикладному искусству

(6-7 лет)

Темы занятий

Количество занятий

Народное искусство

1

Дымковская игрушка

4

Филимоновская игрушка

4

Вологодские кружева

3

Гжель

4

Хохлома

3

Городецкая роспись

7

Башкирские  орнаменты

4

Итоговое занятие

1

Всего занятий

31

Перспективный план работы кружка

по декоративно – прикладному искусству

(5-6 лет)

Тема

Программное содержание

1

Знакомство с работой кружка «Мастерская народных умельцев»

Познакомить детей с особенностями работы кружка «Мастерская народных умельцев». Учить организовывать свое рабочее место. Закреплять навыки работы с разнообразными художественными материалами. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами различных видов изобразительного искусства.

2

Путешествие по народным промыслам

Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Продолжать учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства.

3

Выставка глиняной игрушки

Познакомить детей с глиняной игрушкой как видом народ­ного декоративно-прикладного искусст­ва, имеющим свою специфику и образ­ную выразительность. Формировать представление о ремесле игрушечных дел мастеров, знание о том, какими мате­риалами и инструментами пользуются мастера (для изготовления игрушек нуж­ны: глина, гончарный круг, особая па­лочка или кисточка, чтобы рисовать узор, печь, чтобы обжигать изделие, осо­бые краски для росписи).

Учить сравнивать два вида народной игрушки (дымковскую и филимоновскую), их образы, особенности лепных украшений и орнаментов (элементы, цвет).

4

«Барышни-франтихи»

Конструирование + декоративное рисование

Учить расписывать более сложные по форме дымковские изделия, сочетая гладкоокрашенные части с узором; учить шахматному расположению элементов в узоре, сочетанию в узоре крупных элементов с мелкими, нанесению мелких элементов поверх крупных; учить самостоятельно, подбирать цвета для росписи куклы, цвет головного убора и жакета повторять в отдельных элементах узора на юбке; формировать умение делать полуобъёмную игрушку из двух

частей (двойная верхняя часть куклы наклеивается на юбку-конус).

5

«Платок для дымковской барышни»

Аппликация с использованием липкой цв. пленки + цв. скотч

Познакомить детей с новой техникой аппликации.

Учить использовать для составления узора по мотивам дымковской росписи цветной скотч и липкую цветную пленку. Закреплять умение составлять узор на квадрате из элементов росписи дымковских игрушек. Совершенствовать умения пользоваться ножницами, вырезать округлые формы из квадрата.

Развивать чувство симметрии, чувство композиции, мелкую моторику рук.

6 - 7

Панно

«Весёлая карусель»(коллективная работа)

Рисование + аппликация

Продолжить знакомство детей с дымковскими изделиями, их содержанием и художественными особенностями; учить замечать, какими художественными средствами можно передать связь между фигурками; упражнять в составлении сюжетной композиции, в подборе для них соответствующих дымковских игрушек, ранее расписанных детьми; продолжать формирование навыков коллективной работы (умения договариваться, распределять работу, оказывать друг другу помощь).

8

«Сельские красавицы»

Декоративное рисование

Продолжать знакомство детей с творчеством филимоновских мастеров, с характерными особенностями содержания и росписи кукол.

Учить расписывать силуэт филимоновской куклы. Закреплять представление о последовательной росписи. Закреплять умение рисовать кистью, используя в узоре только три цвета.

9

«Филимоновские цветы»

Декоративное рисование

Познакомить детей с традиционным элементом филимоновской росписи – «цветком».

Закреплять представление о последовательности выполнения росписи каждого цветка.

Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров.

…….

Воспитывать аккуратность в работе.

10-11

Панно

«Филимоновский табунок»

(коллективная работа)

Аппликация

Продолжать учить создавать коллективную работу, в ходе выполнения учить договариваться, слушать и слышать товарищей.

Учить детей украшать ярким узором силуэты животных. Обратить внимание на особенности расположения узора в различных формах. Упражнять в составлении узора из цветной бумаги, используя знакомые элементы филимоновской росписи.

Развивать умения пользоваться ножницами, клеем.

12

Знакомство с Гжельской росписью

Познакомить детей с изделиями мастеров Гжели, их назначением, характерными особенностями росписи гжельского фарфора – колорит, композиция.

Расширять знания детей о художественном промысле, воспитывать уважение к народным мастерам, традициям в росписи.

13

«Блюдце»

Декоративное рисование

Продолжать знакомить с гжельской росписью. Упражнять в рисовании простейших видов растительных орнаментов. Учить выделять кайму и середину силуэта, совершенствовать навыки расположения узора в соответствии с круглой формой. Развивать творчество, фантазию.

14-15

Панно

«Букет для Снегурочки»

(коллективная работа)

Декоративное рисование + аппликация

Продолжать учить детей работать коллективно, договариваться друг с другом и решать общую задачу.

Упражнять в выполнении цветов по мотивам гжельской росписи из цветной бумаги и составлять из них композицию.

Развивать творчество, художественный вкус при составлении букета.

При рисовании вазы - продолжать учить рисовать всей кистью и ее концом, использовать ранее накопленный опыт рисования элементов гжельской росписи.

16

Знакомство с вологодским кружевом

Познакомить детей с кружевами вологодских мастериц, учить видеть их кра­соту, контрастность сочетания плотных частей узора и легкой воздушной сетки, замечать разное по назначению и форме построение узора в изделиях.

17

«Кружевная косынкка»

Декоративное рисование

Продолжать знакомить детей с кружевными изделиями.

Учить рассматривать узор на кружевных изделиях, выделяя особенности построения узора, заполнения формы.

Учить составлять узор на треугольной форме. Закреплять умение рисовать крупные плотные части, затем украше­ния, сеточку.

18-19

Панно

«Наряд для Снежной королевы»

(коллективная работа)

Декоративное рисование + аппликация

Закрепить знания детей о кружевоплетении, умение рассматривать круже­ва и рассказывать о них.

Учить составлять узор на бумаге разной формы для общей композиции «Кружевные наряды для Снегурочки».

Учить составлять изображение из нескольких частей. Располагать их точно, совмещая по смыслу.

Совершенствовать умения пользоваться ножницами, клеем.

Продолжать учить создавать коллективную работу, в ходе выполнения учить договариваться, слушать и слышать товарищей.

20

Экскурсия на выставку золотой Хохломы

Познакомить с новым видом народного искусства — золотой хохломой. Дать некоторые сведения о промысле. Учить различать и называть предметы с хохломской росписью. Закрепить знания о том, что хохломские предметы из дерева расписаны растительным узором (ягоды, цветы, листья, реснички, усики, травка на большом завитке), что мастера используют определенные цвета (золотой, красный, черный и немного зеленого).

21

«Хохломское блюдо»

Аппликация

Продолжать знакомить с хохломскими предметами. Учить детей вырезать из цветной бумаги не сложные элементы хохломской росписи и составлять из них узор на овальной форме. Учить выбирать цвет бумаги для элементов узора и фона в соответствии с традициями хохломской росписи.

Совершенствовать умения пользоваться ножницами, клеем.

22-23

Панно

«Золотые травы Хохломы»

(кол.работа)

Декоративное рисование + аппликация

На основе знаний о хохломском промысле закреплять умение создавать самостоятельную композицию, передавая растительный характер орнамента, праздничность, торжественность колорита Золотой Хохломы. Развивать в детях стремление к творчеству.

24

Рассказ о Городце

«Городецкая сказка»

Ознакомление с городецкой росписью и беседа о её красоте.

Продолжать знакомить детей с изделиями мастеров городецкой росписи. Учить выделять элементы цветочного узора, украшать силуэты изделий городецкой росписью. Развивать восприятие цвета, умение выделять характерные особенности городецкой росписи (на тёплом золотистом фоне красные, розовые, голубые и синие цветы, тёмно-зелёные листья).

25-26

«Городецкая кубышка»

Конструирование + декоративное рисование

Продолжать знакомить с разными видами декора­тивно-прикладного искусства: городецкой, хохломской росписью. Это деревянные предметы быта: посуда, мебель, декоративные панно. Показать связь формы предмета с его назначением и украшением. Выделить

ха­рактерные особенности городецкой росписи: растительные элементы: цветы, листья (сочетание цвета и оттенка, коло­рит росписи). Учить составлять узор на полосе и круге, чередуя цветы и листья, используя цвет и оттенок, украшая их «оживками».

27-28

Панно

«Городецкие птицы»

(коллективная работа)

Декоративное рисование + аппликация

Познакомить детей с традиционным мотивом городецкой росписи – «птицей». Предложить детям использовать этот элемент в составлении коллективного панно.

Упражнять в выполнении городецких цветов и птиц из цветной бумаги и составлении из них композиции. Дополнять аппликацию рисованием недостающих мелких деталей для более точной передачи особенностей городецкой росписи.

Развивать в детях стремление к творчеству.

29

«Знакомство с культурой быта народа Башкортостана»

Дать представление о традиционном убранстве хантыйской избы, воспитывать интерес к коренному народу Башкортостана, познакомить с декоративно-прикладным искусством обско-угорских народов.

Познакомить детей с предметами, которые относятся к жизни и быту башкир. Дать представление о художественном разнообразии, богатстве, красоте народных башкирских орнаментов;

Развивать интерес к жизни и быту башкир и нашего края.

Воспитывать любовь к родному краю.

30

«Ушки молодого зайчика»

Аппликация

Формировать интерес к народному искусству в процессе знакомства с искусством обско-угорских народов; научить способу вырезания несложных геометрических форм из сложенной бумаги; развить умение составлять простые орнаменты в полосе, развить умение организовывать композиционное пространство на альбомном листе, умение работать с шаблонами; воспитать уважение к культурному наследию нашей страны.

31

Ярмарка

Итоговое

Закрепить знания детей о разных видах народного декоративно – прикладного искусства, уметь раз­личать характерные особенности каждого вида росписи — хохлому, городец, гжель, дымковскую, филимоновскую игрушку и др.

Расписать силуэты предметов, самостоятельно выбрать вид, узор, компо­зицию.

Развивать в детях стремление к творчеству.

Перспективный план работы кружка

по декоративно-прикладному искусству

(6-7 лет)

Тема

Программное содержание

1

Народные промыслы

Расширять представления детей о народном декоративно-прикладном искусстве. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Развивать нравственно-эстетическое качества детей. Учить выделять характерные особенности промыслов. Совершенствовать изобразительные умения и навыки декоративного рисования. Развивать художественно-творческие способности детей. Формировать эстетический вкус.

2- 3

«Дымковский индюк»

Декоративное рисование +

бумажная пластика

Учить детей создавать образ птицы по мотивам дымковских народных игрушек, подмечать и отражать в работе отличительные особенности - гребешок-корона и богатое оперение.

Развивать желание выполнять игрушки из бумаги, делать их красивыми, расписывая по мотивам дымковской росписи.

Развивать умения пользоваться ножницами, клеем. Воспитывать интерес к народной культуре.

4-5

«Дымковские животные»

Лепка и роспись

Учить передавать в лепке характерные особенности дымков­ских животных, их позы, лепить ноги и туловище животного из одного куска, голову и шею из другого; использовать стеку для надрезания.

Расписывать готовые игрушки дымковскими узорами.

Развивать чувство цвета при составлении узора, воображение.

Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки.

Воспитывать самостоятельность и творчество.

6

«Заюшкина избушка»

Декоративное рисование

Продолжать знакомить с филимоновской росписью.

Закреплять умение создавать узоры на полоске, круге, квадрате, используя характерные элементы и колорит.

Развивать эстетическое восприятие.

7-8-9

«Филимоновская барышня»

Лепка и роспись

Продолжать знакомить детей с филимоновской игрушкой, учить видеть ее красоту и самобытность. Закреплять знания о промысле.

Учить детей лепить фигурку филимоновской куклы, передавать форму частей, плотно их соединять;

передавать особенности формы, пропорций и деталей.

Закреплять умения заглаживать фигурку.

Продолжать учить детей расписывать узором объемные игрушки, используя разные элементы филимоновской росписи. Развивать эстетическое восприятие, творческие способности детей. Продолжать совершенствовать технику выполнения филимоновского узора. Воспитывать любовь к народным промыслам.

Воспитывать самостоятельность и творчество.

10-11-12-13

«Гжельский

сервиз»

Конструирование + декоративное рисование

Закреплять полученные ЗУНы о гжельской росписи, её характерных признаках, особенностях узоров.

Показать связь формы предмета с его назначением и украшением. Выделить ха­рактерные особенности гжельской росписи – элементы, коло­рит росписи.

Учить составлять узор на бумаге разной формы, выделяя кайму и середину предметов, совершенствовать навыки расположения узора в соответствии с формой и предметом.

Развивать интерес к русской культуре, её традициям.

Воспитывать трудовые навыки, аккуратность.

14

«Кружевная салфетка»

Декоративное рисование

Продолжать учить рассматривать узор на кружевных салфетках, выделяя особенности построения узора, заполнения формы.

Учить составлять симметричный узор на розете, располагая узор от центра к краю. Закреплять умение рисовать крупные плотные части, затем украше­ния, сеточку. Совершенствовать умение рисовать концом

кисти.

15

«Бумажные кружева»

Презентация

Вырезание салфетки

Познакомить детей с новым приемом аппликативного оформления изделий – прорезным декором. Учить создавать узор из прорезных элементов на бумажной основе ( круглой, квадратной). Совершенствовать технику вырезания из бумаги сложенной по диагонали в несколько раз. Развивать чувство композиции (строить узор, чередуя элементы) и цвета (подбирать для накладной двухцветной аппликации красиво сочетающиеся цвета).

16

«Кружевная сказка»

Декоративное рисование

Продолжать учить рассматривать кружевные изделия, находить образные слова о них, понимать стихотворное описание.

Составлять кружевной узор на бумаге, разной формы для разнообразных предметов, сочетая разные элементы. Развивать творческие способности детей. Воспитывать коммуникативные навыки при составлении общей композиции.

17

«Подарок для мишутки»

Декоративное рисование

Продолжать знакомить детей с хохломскими предметами. Учить составлять узор в зависимости от формы предмета (чашка, ложка). Использовать для составления узора знакомые элементы – ягодки, завитки, травку, листья. Закреплять умение рисовать концом кисти, выбирать цвета, сохраняя традиции росписи.

18

«Украшение посуды разной формы хохломским узором»

Декоративное рисование

Закрепить знания о хохломе, ее истории, назначении предметов, их названии.

Учить составлять узор на форме по выбору, передавать характерные эле­менты (ягоды, цветы, травка, завитки и т.п.), колорит, композицию в соот­ветствии с формой бумаги.

Учить выбирать цвет фона и элементов, сохраняя традиции росписи.

19

«Чашка и ложка»

Рисование с использованием нетрадиционных технологий –«Граттаж»

Упражнять в выполнении знакомых элементов хохломской росписи в технике «Граттаж». Видеть связь между формой предмета, его величиной с узором, чередование одинаковых элементов (листья, цветы, травка, завитки). Составлять узор на восковой основе разной формы и величины (чашка, ложка).

Поддерживать интерес к изобразительной деятельности через использование нетрадиционных способов изображения предметов декоративно – прикладного искусства.

Воспитывать аккуратность при выполнении данного вида работ.

20

«Городецкие доски»

Аппликация с использованием нетрадиционных технологий -

«Липкая цветная пленка»

Закреплять представление о городецком промысле.

Учить детей составить элементы городецкой росписи, вырезая их из липкой цветной пленки, а затем украшать ими разделочные доски.

Научить детей использовать липкую цветную пленку как изобразительный материал, объяснить этапы работы с данным материалом. Учить слушать и понимать инструкцию, действовать в соответствии с ней.

Совершенствовать навыки работы с ножницами.

Развивать чувство симметрии при составлении композиции, мелкую моторику рук.

Дополнять аппликацию рисованием недостающих мелких деталей для более точной передачи особенностей городецкой росписи.

21-22-23

Панно

«Сказочные птицы»

(коллективная работа

Аппликация с использованием нетрадиционных технологий -

«Липкая цветная пленка»

Закреплять представление о городецком промысле.

Предложить детям составить коллективное панно, по мотивам городецкой росписи используя в качестве изобразительно материала липкую цветную пленку.

Продолжать учить использовать липкую цветную пленку как изобразительный материал, учитывая его особенности. Учить соблюдать этапы работы с данным материалом.

Упражнять в выполнении городецких цветов и птиц из цветной липкой пленки и составлении из них композиции.

Совершенствовать умения пользоваться ножницами.

Развивать в детях стремление к творчеству.

Развивать чувство симметрии, чувство композиции, мелкую моторику рук.

24-25

«Шкатулка»

(коллективная работа)

Аппликация с использованием нетрадиционных технологий -

«Липкая цветная пленка»

Закреплять знания детей о городецкой росписи, о её особенностях, элементах, колорите. Учить детей украшать элементами городецкой росписи объемный предмет – шкатулку, используя в качестве изобразительно материала липкую цветную пленку.

Украшать шкатулку со всех сторон и крышку, соблюдая композицию узора.

Развивать чувство симметрии, мелкую моторику рук.

Продолжать учить создавать коллективные работы, в ходе их выполнения учить договариваться, слушать и слышать товарищей.

26-27-29

«Башкирский

сапожок»

Рисование с использованием нетрадиционных технологий –«Граттаж»

Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством Башкортостана.

Уточнить особенности выполнения росписи: составлять узор из геометрических элементов, ритмично располагая их по объемному силуэту.

Составлять узор на восковой основе, процарапывая орнамент заостренной палочкой.

Развивать творчество, фантазию и инициативу. Формировать у детей положительные взаимоотношения со сверстниками, умение сотрудничать.

Поддерживать интерес к изобразительной деятельности через использование нетрадиционных способов изображения предметов декоративно – прикладного искусства.

30

«Священная птица»

Декоративное рисование

Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством Сибири. Познакомить детей с хантыйским орнаментом «Птица». Дать понятие, что обозначает данный элемент в орнаменте.

Учить детей рисовать хантыйский орнамент используя трафарет, Воспитывать аккуратность при рисовании красками.

Воспитать уважение к культурному наследию нашей страны.

31

Выставка

«Ожерелье ремесел»

Итоговое

Закрепить и обобщить представления детей о русских народных промыс­лах: Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель и др.

Уметь различать виды, эмоционально откликаться на красоту, воплощенную в предметы быта, выражать свое отношение к ним .

Уметь сравнивать предметы по назначению, узору, колориту, композиции.

Воспитывать интерес и уважение к народному искусству.

Заключение

Там, где есть традиции, где они живы и прочны, там имеется благодатная почва для расцвета профессионального декоративно-прикладного искусства. Веками народ в своем искусстве - в песнях, сказках, былинах, народных празднествах, танцах и предметах быта - стремился в художественной форме выразить свое понимание жизни, природы, мира. В этом и раскрывается самобытность его культуры. Народное декоративно – прикладное искусство является частью многогранной духовной жизни народа, оно также прочно лежит в фундаменте, на котором основана вся русская национальная культура.

Характерной чертой российской национальной культуры являются процессы взаимовлияния и взаимообогащения искусства различных наций и народностей. И в народном искусстве других наций, и в образах творчества собственного народа в овеществленной форме до нас доходит живой голос истории, голос культуры предшествующих поколений. Через эти вещи мы постигаем истоки, богатую историю нашей национальной культуры, видим душу народа. С этой точки зрения забота о развитии народного искусства есть забота о прогрессе национального самосознания, исторического самоутверждения и забота о дальнейшем развитии современной национальной культуры.

Работа по декоративному рисованию достигнет нужной цели только при условии связи с работой по развитию художественного вкуса детей, их наблюдательности, умения видеть в окружающей жизни красивые вещи, нарядные узоры, украшения зданий, сочетание цвета, как в предметах искусства, так и в природе. Для этого необходимо привлекать внимание детей к таким предметам, как расписная посуда, ткани, ковры, народные игрушки и пр.

В каждой местности есть свои особенности, своя неповторимая красота природы, свои художественные промыслы. Ознакомление детей с богатством родного края в соединении обучения орнаментальному рисунку поможет воспитать чувство красоты и любви к народным художественным ремеслам и родной природе.

Используя данную программу можно в доступной форме, ненавязчиво, даря детям радость открытий, знакомить и прививать им любовь к своему прошлому, к родному, яркому, образному языку, к обычаям дедов и прадедов.

Выполняя различные практические творческие задания, дети успешно систематизируют приобретенные знания и отражают полученные впечатления через художественное творчество. Изучение народного декоративно-прикладного искусства прошлого побуждает детей к развитию фантазии, художественного воображения.

Занятия изобразительной деятельностью на основе народного декоративно – прикладного искусства позволяют детям активно участвовать в процессе освоения культуры в художественном творчестве, как в рамках кружка, так и в дальнейшем за его пределами.

Занимаясь по программе «Мастерская народных умельцев», дети смогут попробовать реализовать себя во многих видах изобразительного искусства, а так же представлять свои работы на выставках, использовать их для украшения интерьера и др.

«К народным традициям должно быть
величайшее внимание, их надо изучать

и воспринимать всей душой

их надо осваивать”

А.Б. Салтыков

Список литературы.

  • Алексахин Н.Н. Голубая сказка. Москва. Народное образование, 1996.
  • Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Москва. Агар, 1998.
  • Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.
  • Богусловская И.Я. Русская глиняная игрушка. СПб. 1975.
  • Грибовская А.А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. Москва. МИПКРО, 1999.
  • Грибовская А.А. Коллективное творчество дошкольников. Москва. Творческий центр Сфера, 2005.
  • Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность. Москва. Академия, 1998.
  • Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Москва. Просвещение, 1998.
  • Жалова С. Росписи хохломы. Москва. Детская литература, 1991.
  • Жигалова С. Росписи Хохломы. Москва. Детская литература, 1991.
  • Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. Москва. Педагогика, 1983.
  • Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Москва. Просвещение, 1985.
  • Корабельников В.А. Рисуем орнамент (по методике Е.Г. Ковальковской). Москва. ФМиЗХ, 1993.
  • Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.
  • Клиенов А.П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002.
  • Корчаловская Н.В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. Москва. Феникс, 2003.
  • Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005.
  • Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Москва. Просвещение, 1991.
  • Комарова Т.С.Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. Москва. Педагогика, 1990.
  • Паншелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Паншелеева Л.В. Декоративное искусство детям. Москва. Просвещение, 1976
  • Попова О.К., Каплан Н.Н. Русские художественные промыслы. Москва. Легкая и пищевая промышленность, 1984.
  • Разина Т.М. Русское народное творчество. Москва. 1993.
  • Рондели Л.П. Народное декоративно-прикладное искусство. Москва. 1984.
  • Соломенникова О.А. Радость творчества. Москва. Мозаика-синтез, 2005.
  • Тимофеева М.В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра, и изобразительное искусство. Ярославль. Академия развития, 1997.
  • Тюфанова И.В. Мастерская юных художников. СПб. Детство-пресс, 2002.
  • Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
  • Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (подготовительная группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
  • Дорожин Ю. Г. Городецкая роспись: Рабочая тетрадь по основа народного искусства. – М.: Мозаика–Синтез, 2001. – 24с.
  • Дорожин Ю. Г. Филимоновские свистульки: Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.: Мозаика–Синтез, 1999. – 16с.
  • Дорожин Ю. Г. Сказочная гжель: Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.: Мозаика–Синтез, 1999. – 16с.
  • Орлова Л. В. Хохломская роспись: Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998. – 16 с.
  • Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Дымковская игрушка: Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998. – 24 с.

28