Рисование /аппликация «ИЗО»

            Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 107 городского округа город Уфа Республики Башкортостан

 

 

 

 

Заведующий МАДОУ

Детский сад № 107

______________    / И.Н.Казакова

на педсовете № 1

от «31» августа 2016г.

Приказ № 116 от «31» августа 2016г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Название предмета: «ИЗО»

Возраст: 3 -7лет

Срок реализации программы: 4 года

Руководитель кружка: Калимуллина Гульназ Тимербаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уфа 2016-2017гг.

 

 

 

«Волшебная  кисточка»

Пояснительная записка

 

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно  в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.

Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что  художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает  у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное внимание в таких комплексных программах, как: «Детство», «Радуга», «Развитие» и др. авторы программ нового поколения предлагают, через раздел художественно – эстетического воспитания, знакомить детей с традиционными способами рисования. Развивая, таким образом, творческие способности ребенка.

Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми,  далекими от реальности.

Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Используемые методы:

– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Общее положение

v Настоящее Положение определяет цели, задачи создания и реализации деятельности изо кружка МАДОУ Детский сад № 107.

v Настоящее Положение разработано на основе Конституции РФ, Закона  Российской Федерации «Об образовании в РФ».

v Занятия проводятся с детьми средней, старшей и подготовительной к школе группах в форме занятий по изодеятельности в рамках расписания  годового учебного плана и кружковой работы.

Новизна. Продолжительное время основной задачей в работе кружка было обучение детей изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования. Но практика работы с детьми и полученное мною образование по специальностям – воспитатель детей дошкольного возраста и руководитель изобразительной деятельности подтолкнули меня к мысли, что для гармоничного развития личности необходимо иметь и правильную речь. Поэтому основной  задачей в работе кружка - развитие не только изобразительных навыков, но речевого и интеллектуального развития детей, через обучение изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования. Главным содержанием видов деятельности в рамках данной методики выступает процесс «открытие мира» с использованием установки говорения на русском языке.

Овладение техникой понимается при этом не только как основа возникновения образа, но и средство обобщения ребенком своего представления о том или ином эстетическом объекте и способах передачи впечатления о нем в конкретном продукте

Актуальность. Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.

Рабочая программа имеет цель:  развивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе комментированного рисования, формирование всех психических процессов, развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.

 Настоящая программа способствует решению следующих задач:

Обучающая: учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.

Развивающая: развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.

Воспитательная: формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.

Задачи кружка первого года обучения:

  1.  Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
  2.  Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
  3. Создавать условия для освоения цветовой палитры.
  4. Создание условий для коммуникативной деятельности детей.
  5. Развитие связной речи.

Задачи кружка второго года обучения:

  1. Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
  2. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.
  3. Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным и коммуникативным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний.
  4. Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим
  5. Создание условий для коммуникативной деятельности детей.

Задачи кружка третьего года обучения:

  1.  Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.
  2.  Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным и коммуникативным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний.
  3. Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).
  4. Развитие описательной, комментирующей функции речи. Научить обобщать и противопоставлять, рассуждать.

            Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

  1. «Речевое развитие». На занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом рисования обсуждают свою работу. Использование на занятиях художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.
  2. «Познавательное развитие». Для занятий по изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка,  позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы , о жизни людей, о жизни животных.
  3. «Сенсорное воспитание». Занятия по изодеятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.
  4. «Художественно-эстетическое развитие». Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
  5.  «Физическое развитие». Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.

Методическое обеспечение.

Нетрадиционные техники:

  • Ø оттиск печатками из овощей;
  • тычок жесткой кистью;
  • оттиск печатками из ластика;
  • оттиск  поролоном;
  • восковые мелки и акварель;
  • свеча и акварель;
  • Ø отпечатки листьев;
  • Ø рисунки из ладошек;
  • волшебные веревочки;
  • кляксография;
  • монотопия;
  • Ø печать по трафарету.

Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети  неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается  умение детей действовать с различными материалами: камнями, песком, веревочками, восковыми мелками, свечей и др. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.

Организация занятий кружка.

Кружок посещают дети средней, старшей и подготовительной к школе группы. Занятия проводятся 2 раз в неделю. Продолжительность занятия 25-35  минут.

Материал:

  • акварельные краски, гуашь;
  • восковые и масляные мелки;
  • ватные палочки;
  • поролоновые печатки;
  • коктельные трубочки;
  • палочки или старые стержни для процарапывания;
  • матерчатые салфетки;
  • Ø стаканы для воды;
  • подставки под кисти; кисти.

Приемы и методы используемые на занятиях изо кружка:

ü Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений,

ü Практические – упражнения, игр методы,

ü Словесные  методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, пед. оценка.

ü Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.

Все методы используются в комплексе.

При проведении занятий  придерживаются  основным правилам:

  1. Использование приема транслирования информации,
  2. Отбор тематического содержания,
  3. Главный герой рисования – ребенок,
  4. Взрослый не стремится сразу исправить речь ребенка,
  5. Педагог создает схематические изображения,
  6. Не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показать посредством изобразительных действий,
  7. В качестве «физкультминутки» - используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.

Все занятия строятся по коммуникативному принципу:

  1. Создание оптимальных условий для мотивации детской речи,
  2. Обеспечение главных условий общения,
  3. Стимуляция и поддержание речевой инициативы,
  4. использование различных коммуникативных средств.

Занятия кружка имеют отличия в своей структуре:

  1. создание положительного отношения к теме и способу ее реализации,
  2. коммуникативное рисование с использованием имитационных движений и обсуждением создания и сюжета рисунка (не более 10 минут),
  3. динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики,
  4. рассказывание по картинке с моделированием коммуникативной ситуации,
  5. словесные игры, игры – драматизации.

Формы проведения итогов реализации рабочей программы:

ü Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

ü Тематические выставки в ДОУ.

ü Участие в городских и выставках и конкурсах в течение года.

ü Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.

ü Оформление эстетической развивающей среды в группе и т.д.

Показатели прохождения рабочей программы:

  • Ø Узнают много об окружающем мире, т.к. занятия проходят в определенной теме.
  • Ø Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.
  • Ø Учатся рисовать различными материалами.
  • Ø Используют в работе разные дополнительные материалы (песок, камни).
  • Ø Развивать навыки по составлению сюжетов.
  • Ø Дети учатся цветоведенью.
  • Ø Экспериментируют.
  • Ø Развивается связная речь.
  • Ø Учатся уважительному отношению к работам товарищей при этом объективно оценивать свою работу.

Преемственность:

ü сформировать умения и навыки,

ü развивать личностные качества.

Ожидаемые результаты: овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно–тематический план.

Средний дошкольный возраст

п/п

 

Тема

Количество

занятий

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

 

В стране красок и карандашей.

Герои сказки.

Воздушные шары для волшебника.

Теплая картина.

Скатерть – самобранка.

Волшебные  листья.

Что такое  натюрморт?

Грибы в корзине.

Гостинцы осени.

Разноцветные зонты.

Необычные одежки усатых полосатых.

Цветик - семицветик.

Осенний лес.

Путешествие по радуге.

Уплываем на юг.

Ежик.

Моя любимая игрушка.

Какие разные листочки.

Дерево колдуньи.

Разноцветные рыбки.

Как прекрасен этот мир.

Первый снег.

Снежинки.

Мой первый автомобиль.

Елочка – нарядная.

Узоры на окне.

Снегири.

Зимняя сказка.

Сказочные цветы.

Узоры на тарелочке.

Снеговик.

Сказочная Жар – птица.

Золотая рыбка.

Самый веселый и забавный гном.

Волшебница – зима.

Черепаха.

Все о братьях меньших.

Превращение ладошки.

Открытка для мамы.

Матрешки.

Ранняя весна.

Петушок золотой гребешок.

Песенка солнышка.

Космический коллаж.

Ветка с первыми листьями.

Аквариум.

Жучки, паучки.

Мишка  косолапый.

Мой маленький друг.

День Победы.

Одуванчик - одуванчик.

Бабочки.

Подводный мир.

Итоговое.

1

2

2

1

1

1

2

1

3

1

2

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

1

2

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

2

1

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

2

1

1

 

Итого

72

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Старший дошкольный возраст

п/п

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

 

 

 

 

Тема

Сказка про краску.

Воздушные шары для феи.

Гостинцы осени.

Теплая картина.

Скатерть – самобранка.

Волшебные  листья.

Нарисуй картину на ложке.

Грибы в корзине.

Герои сказки.

Разноцветные зонты.

Цветик семицветик.

Путешествие по радуге.

На юг, где тепло.

Ежик.

Веселые человечки.

Золотая осень.

Дерево колдуньи.

Разноцветные рыбки.

Как прекрасен этот мир.

Первый снег.

Снежинки.

Жучки, паучки.

Елочка – нарядная.

Узоры на окне.

Снегири.

Зимняя сказка.

Сказочные цветы.

Узоры на тарелочке.

Снеговик.

Сказочная Жар – птица.

Веселый гномик.

Волшебница – зима.

Черепаха.

Птичий двор.

Превращение ладошки.

Открытка для мамы.

Весна красна.

Петушок золотой гребешок.

Песенка солнышка.

Космический коллаж.

Веточка.

Аквариум.

Ребятам о зверятах.

Мой маленький друг.

Цветы.

День Победы.

Одуванчики.

Бабочки.

Подводный мир.

Русские матрешки.

 

Количество

Занятий

2

1

1

1

2

1

1

1

2

1

1

2

2

1

2

2

1

1

3

1

1

2

2

1

1

2

1

1

1

2

1

2

1

2

1

2

1

1

1

2

1

2

2

2

1

2

1

1

2

1

 

 

Итого

72

 

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

Литература:

1. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.

2. Рубцова Е.В. Художественно-творческое развитие детей 5-7 лет: Издательство БИРО, 2010 г.

3. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.

4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.

5. Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2007г.