Рисование /аппликация "Нетрадиционные методы аппликации и рисования"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 107 городского округа город Уфа Республики Башкортостан

 

 

«Утверждаю»

Заведующий МАДОУ

Детский сад № 107

______________    / И.Н.Казакова

на педсовете № 1

от «31» августа 2016г.

Приказ № 116 от «31» августа 2016г.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Название предмета: «Нетрадиционные методы аппликации и рисования»

Возраст: 3 - 4лет

Срок реализации программы: 1 года

Руководитель кружка: Кудинова Анастасия Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уфа 2016-2017гг.

 

Содержание:

 

1. Пояснительная записка

1.1. Направленность программы.

1.2. Актуальность программы.

1.3. Основные направления

1.4. Цель программы.

1.5. Задачи программы.

1.6. Педагогические принципы.

1.7. Методы и приёмы используемые в ходе НОД.

1.8. Предполагаемые результаты.

 

2. Характеристика возрастных возможностей детей

 

3. Содержание психолога - педагогической работы.

 

 


Пояснительная записка

 

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.  Наиболее эффективным средством её решения  является  изобразительная деятельность детей в детском саду.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

Однако у детей младшего дошкольного возраста еще  не сформированы графические навыки и умения, что  мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей  исчезает желание рисовать.

Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» (Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М.Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина (2004); К.К.Утробина, Г.Ф.Утробин (2001)).

Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку  отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает  эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.

Организация образовательной деятельности по художественному творчеству  с применением нетрадиционной техники рисования  способствует развитию:

  • Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников.  Ребёнку  предоставляется возможность экспериментирования (смешивание  краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы  и  т.д.).
  • Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой  зоны коры головного мозга.
  • Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
  • Тактильной  чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук  с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);
  • Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают  задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация  словаря.

Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.

В жизнь малыша такой материал, как бумага, входит очень рано. Дети с удовольствием работают с бумагой, поскольку она легко поддаётся обработке.

 

В обучении аппликации решаются следующие задачи:

 

  • составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы;
  • составлять изображения предмета из отдельных частей; изображать сюжет;
  • овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов: вырезание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой приклеивания, пришивания;
  • формировать чувства цвета и их оттенки, овладевать умениями, составлять гармоничные цветовые сочетания;
  • формировать чувство формы, пропорций, композиции.

Задачи и содержание обучения аппликации конкретизируются с учетом накопления опыта и развития ребенка. Приобщение к аппликации начинается с первой младшей группы. В возрасте 2-3 лет у детей ярко выражен эмоциональный отклик на предложение что-либо сделать, в чем-то участвовать, ребенок проявляет готовность действовать. И главная задача взрослого - поддержать эту активность.


Задачи, решаемые в этом возрасте:

  • учить действиям с бумагой (отрывать, сминать, скатывать, отрезать, помочь детям увидеть в бумаге материал, который поддается преобразованию и имеет свои свойства и качества: мягкая, плотная, гладкая, шероховатая, блестящая, матовая; бумага разного цвета, мнется, рвется, разрезается по-разному шуршит;
  • развивать эмоциональную отзывчивость на предложение взрослого сделать что-либо, готовность соучаствовать с ним в создании элементарных художественных поделок;
  • дать малышам представление о необходимых инструментах и оборудовании для аппликации: ножницы, кисточка, клей, клеенка;
  • развивать интерес, эмоционально положительное отношение к элементарным действиям с бумагой, стремление самостоятельно их выполнять;
  • развивать эстетическое восприятие и чувства: узнавать полученное изображение, любоваться, радоваться “вслед” за взрослыми.

Действия детей с бумагой постепенно усложняются.

На четвертом году жизни ребенка задачи более сложные:

  • учить детей составлять узоры из геометрических форм на полосе, квадрате, прямоугольнике, равнобедренном треугольнике;
  • учить дошкольников составлять из готовых форм простые предметы (елочка, домик, снеговик, и элементарные сюжеты из знакомых предметов (паровозик с вагончиками) ;
  • учить технике намазывания бумажных деталей клеем: по контуру, обрисовывания кисточкой с клеем ее края;
  • формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы: с начало выложить узор (предмет, сюжет) на листе, а затем поочередно брать и наклеивать каждую деталь;
  • воспитывать художественный вкус.

В работе аппликацией нетрадиционными методами бумага заменяется  на фантики, ватные диски, вату, салфетки, далее в работе используются крупы, песок.

 

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие.

 

Данная программа составлена в соответствии с Программой дошкольного образования «От рождения до школы»  Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, программой художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой.

 

Направленность программы:

 на формирование у детей художественно - творческих навыков средствами различных техник рисования и аппликации; предполагает кружковой уровень усвоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – долговременной (1 год ).

 

Актуальность программы:

В современных условиях изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционной техники рисования и аппликации является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Современному обществу требуются творчески активные личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношении: речь идет о формировании индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.

Основные направления программы дополнительного образования "Разноцветные ладошки":  рисование и аппликация.

Цель программы:   развивать потенциальные способности, заложенные в ребёнке, путём развития художественно - творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования и аппликации.

Задачи программы:

  • Знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования и аппликации,  формировать интерес к изобразительной деятельности;
  • Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы  с различными изобразительными материалами и закреплять приобретенные умения и навыки;
  • Побуждать воспитанников  самостоятельно  применять нетрадиционные техники рисования (различными видами печатей, рисование пальчиками, ладошками, ватными палочками, спичечными коробками, жёсткой кистью методом "тычка" и т.д) и аппликации (листьями, ватой, ватными дисками, мятыми салфетками, фантиками, крупами);
  • Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
  • Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.

Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Конституция РФ, ст. 43, 72;

 - Конвенция о правах ребенка (1989 г.);

- Закон РФ «Об образовании»

- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666;

- Концепция дошкольного воспитания;

- СанПин 2.4.1.3049-13.

В основе образовательного процесса программы дополнительного образования «Разноцветные ладошки» лежат следующие педагогические принципы:

  • принцип систематичности и последовательности (знания  преподносятся в системе, с опорой на ранее изученный материал);
  • принцип наглядности (познание дошкольников нуждается в наглядном подтверждении);
  • принцип доступности (познание происходит от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному);
  • принцип личностно-ориентированного подхода (знания подаются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей);
  • принцип связи теории с практикой (знания полученные детьми из книг и бесед подтверждаются практикой, применяются в играх и повседневной жизни);
  • принцип творчества и самостоятельности (не делать за них то, что они могут сделать  самостоятельно, не сдерживать инициативы детей).
  • принцип вариативности(предполагает использование различных нетрадиционных приёмов рисования и аппликации видов в зависимости от задач образовательного процесса, предпочтений детей, особенностей развивающей среды, желания родителей и т. д.)
  • принцип экологической воспитанности: выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчивость, интерес к природным объектам, стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, создавать необходимые для их жизни условия.
  • принцип единства с семьейпредполагает соблюдение единых требований ДОУ и семьи в вопросах художественно – эстетического развития дошкольника.

Формы организации ОД: групповая, индивидуальная.

Методы и приемы,  используемые в ходе образовательной деятельности:

  • наглядные;
  • словесные;
  • практические;
  • иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
  • проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения).

Приемы: игровой приём, сюрпризный момент, обыгрывание сюжета, беседа, рассказ воспитателя, использование художественного слова, игра, упражнения, наблюдение, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения, объяснение, похвала, одобрение, поощрение, конкурсы, выставки.

Программа рассчитана на детей младшего дошкольного возраста 3 - 4 лет.

Срок реализации программы – 1 год.

Образовательная деятельность проводится с группой детей 1 раз в неделю (во 2-й половине дня), продолжительность которых составляет 15 минут.

Ожидаемые результаты:

  • Активность и самостоятельность детей младшего дошкольного возраста в художественно - продуктивной деятельности;
  • Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы  с различными изобразительными материалами;
  • Умение воспитанников самостоятельно  применять нетрадиционные техники рисования и аппликации;
  • Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
  • Результаты творчества детей будут представлены систематическими выставками, оформлением работами интерьера детского сада и участием работ  детей в районных, городских и всероссийских конкурсах.

 

Характеристика возрастных возможностей детей

Младший возраст — важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.

В этом возрасте:

  • У ребёнка появляется потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей.
  •  Проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.
  • По отношению к окружающим формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.
  • Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, умеет критически оценить результаты своего труда.
  • Формируется способность к целеполаганию: более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия.
  • Ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность.
  • Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.
  • Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

  • Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
  • Ребёнок начинает усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.
  • Умеет правильно держать карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии, осваивает изобразительные умения.
  • Владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте).
  • Активно стремится к самостоятельности, уверенно осваивает приемы самообслуживания и гигиены.
  • В играх самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком механическую игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре зверей и птиц.
  • Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет.  Живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется.
  •  Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми.
  • Ребёнок данного возраста жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.

 

Содержание психолого-педагогической работы

Работа по программе дополнительного образования «Разноцветные ладошки» предполагает образовательную деятельность детей по рисованию, конструированию из бумаги, природного и бросового материала, аппликации из листьев, ткани, бумаги. Эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в работах свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Работа по данной программе подразумевает созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала. Этой деятельности отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Во время образовательного процесса соблюдаются санитарно-гигиенические и методические требования к охране жизни и здоровья дошкольников в рамках дополнительного образования.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей поразделам:

1. «Развитие речи». Используется прием комментированной работы. В процессе обыгрывания сюжета и самой работы ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом  обсуждают свои действия. Подразумевается использование художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, воспитанники способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.

2. «Ознакомление с окружающим». Для ОД по изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. Так дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.

3. «Сенсорное воспитание». Образовательная деятельность способствует усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.

4. «Физическая культура». Использование физ. минуток, пальчиковой гимнастики, малоподвижных игр.

5. "Музыкальное развитие". Использование хороводных игр, отрывков музыкальных произведений, исполнение потешек.

Программой предусмотрено, чтобы каждая ОД была направлена на овладение основами художественного творчества, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Вся ОД проходят поэтапно от простого к сложному. У детей совершенствуются и координируются движения рук, формируются такие качества, как точность, быстрота, плавность. Это становится возможным при систематическом, плановом проведении образовательной деятельности, организации самостоятельной художественной деятельности, последовательном выполнении программных требований, постепенном усложнении заданий по мере приобретения опыта.

Последовательность тем выстроена с учетом возрастных особенностей детей. У детей дошкольного возраста практически отсутствует способность к длительной концентрации внимания на одном и том же материале. Поэтому содержание ОД предусматривает чередование различных видов деятельности, материалов.

     В начале каждой ОД несколько минут отведено творческой беседе, рассматривание новых предметов, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

    Процесс обучения строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при котором в процессе усвоения знаний, законов и правил художественного творчества у дошкольников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

- система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать различными приемами художественного творчества;

- в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;

- создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы ОД;

- создание ситуаций успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;

- объекты творчества воспитанников имеют значимость для них самих и для общества.

Итогом реализации программы является традиционная выставка работ детей.

     Таким образом, организация дополнительного образования «Разноцветные ладошки» позволяет осуществлять художественно-эстетическое развитие дошкольников изобразительной деятельностью.

Организация предметно-пространственной среды развития ребенка

Предметно-пространственная среда создана с целью решения задач:

1. Обеспечение условий для развития познавательных и творческих способностей детей.

2. Поддержание познавательной активности, обеспечение ее дальнейшего роста.

3. Создание условий для реализации усвоенных на занятиях способов деятельности, приобретенных знаний.

4. Создание условий для эмоционального проживания ребенком различных ситуаций с целью осмысления воспринятых содержаний.

Уголок ИЗО – оснащен необходимым материалом для продуктивной и творческой деятельности детей (листы бумаги и альбомы, кисти, краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, раскраски, трафареты, плакаты, технологические карты, серия альбомов для детского художественного творчества, детские книги и подборки иллюстративного материала по ознакомлению дошкольников с творчеством русских художников и художников-иллюстраторов, доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, баночки для воды и пр.). Одним из главных принципов построения данной среды для нас является — доступность материалов для восприятия детей, доступность их в использовании детьми самостоятельно, сменяемость, эстетическое оформление, многообразие представленных материалов.

Тематическое планирование

СЕНТЯБРЬ

1. Оставляем отпечатки пальчика.

    рисованием пальчиком.

2. Рябина.

    ягоды рябины - рисование пальчиком.

3. Горох

    горошины - рисование пальчиком.

4. Закрашивание яблока.

    рисование пальчиком (отпечатки)

 

ОКТЯБРЬ

1. Ёжики ползут.

    ежи - рисование ладошкой одним отпечатком

2. Ёж в лесу.

    ёж - рисование ладошкой (двумя отпечатками)

    дерево - рисование ладошкой (один отпечаток ладошки)

3. Ёж

    иголки ежа - рисование вилкой.

4. Тучка и дождик.

    тучка - закрашивание тучки отпечатками пальчика.

    дождик - рисование ватными палочками.

5. Дерево.

    листочки - рисование пальчиком.

 

НОЯБРЬ

1. Осенний лес.

    крона деревьев - рисование ладошкой.

2. Листья рябины.

    листья - аппликация листьями.

3. Цвета осени.

    рисование отпечатком листьев.

4. Дуб.

    листья - аппликация листьями дуба.

5. Дерево осенью.

    листья - аппликация мятыми салфетками.

 

ДЕКАБРЬ

1. Птичка зёрнышки клюёт.

    птичка - рисование ладошкой

     зёрнышки - рисование ватными палочками.

2. Птичка

    аппликация мятыми салфетками.

3. Нарядная ёлочка.

    ёлочка - рисование ладошкой

    гирлянда - рисование пальчиком.

4. Ёлочная игрушка.

    аппликация мятыми салфетками.

5. Ёлочка на снежной поляне.

    ёлочка - закрашивание шишки

    снег  - аппликация ватой.

 

ЯНВАРЬ

1. Снежинка

    аппликация манкой.

2. Еловая веточка.

    рисование спичечным коробком.

3. Избушка в снегу.

    аппликация манкой.

 

ФЕВРАЛЬ

1. Гномик.

    борода - рисование ладошкой, глаза - пальчиком.

    колпак - аппликация цветной бумагой.

2. Барашек.

    аппликация ватой.

3. Снеговик.

    аппликация ватными дисками.

4. Открытка для папы.

     гвоздика - рисование спичечным коробком.

 

МАРТ

1. Открытка для мамочки.

    цветы - рисование ладошкой.

2. Веточка мимозы.

    мимоза - рисование пальчиками.

3. Веточка мимозы.

    аппликация мятыми салфетками.

4. Пингвин.

    аппликация манкой.

 

АПРЕЛЬ

1. Зайка.

    аппликация ватными дисками.

 2. Верба.

    рисование ватными палочками.

3. Верба.

    аппликация мятыми салфетками.

4. Солнышко.

    круг - закрашивание кисточкой

    лучики - рисование спичечными коробками.

5. Пудель.

    аппликация ватой.

 

МАЙ

1 Ландыши.

    цветок - рисование пальчиком

    листочки - аппликация цветной бумагой.

2. Ландыши.

    аппликация мятыми салфетками.

3. Цыплёнок.

    аппликация ватными дисками.

4. Цыплёнок.

    закрашивание жёсткой кистью методом тычка.

 

ИЮНЬ

 1. Совушка - сова.

    аппликация ватными дисками.

2.  Рыбки плавают в водице.

     рыбки - рисование ладошкой

     камушки - рисование пальчиком.

3. Грузовик с песком.

    грузовик - аппликация цветной бумагой

    песок - аппликация песком.

4. Золотая рыбка.

    плавники, хвостик - рисование ладошкой

    чешуя - пальчиком.

 

 

ИЮЛЬ

1. Букет цветов.

    рисование вилкой.

2. Гусеничка.

    аппликация ватными дисками и закрашивание кисточкой.

3. Цветы небывалой красоты.

    аппликация семенами арбуза.

4. Бабочка.

    рисование ладошкой, пальчиками.

5. Улитка.

    аппликация крупами (пшено, манка).

АВГУСТ

1. Осьминожки.

    рисование ладошкой

    водоросли - рисование косточкой.

2. Осьминожки.

    аппликация манкой.

3. Павлин.

    хвост - рисование ладошкой

    туловище - аппликация цветной бумагой.

4. Яблоко с листочком.

   яблоко - аппликация мятыми салфетками

   листочек - закрашивание кисточкой.

 

Используемая литература

 

  1. Программа дошкольного образования «От рождения до школы»  Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой;
  2.  ПрограммА художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой.
  3.  Сажина Д.С. «Составление рабочих учебных программ для ДОУ». – «ТЦ Сфера», 2007.-112с.
  4.  «Нравственно – эстетическое воспитание ребенка в детском саду» / Ветлугина Н.А., Казакова Т.Н, Пантелеев Г.Н. – М.: Просвещение, 1989. – 79 с.
  5.  Комарова Т.С., Савенков А.И. «Коллективное творчество дошкольников».- М.: Педагогическое общество России, 2005. – 128 с.
  6.  «Коллективное творчество дошкольников» / Грибовская А.А. - «ТЦ Сфера», 2005. – 192 с.
  7.  Доронова Т.Н. «Развитие детей в изобразительной деятельности». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2005. – 96с.
  8.  Дубровская Н.В. «Приглашение к творчеству». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2004. – 128с.