Порядок сопровождения детей и семей ветеранов (участников) СВО

 

ПРИКАЗ об утверждении Порядка сопровождения детей и семей СВО

и организации работы с ними

107- Приказ  о работе  с детьми СВО и утв. Порядка 001

ПОРЯДОК СОПРОВОЖДЕНИЯ В МАДОУ ДЕТСКИЙ САД № 107 

детей ветеранов ( участников) СВО , обучающихся в соответствующих организациях , в целях оказания таким детям необходимой помощи , в том числе психологической

01 001

I. Общие положения

Порядок сопровождения в МАДОУ Детский сад № 107 детей ветеранов (участников) специальной военной операции, в целях оказания воспитанникам необходимой помощи, в том числе психологической (далее - Порядок), разработан в целях оказания психолого-педагогической помощи воспитанникам из числа семей ветеранов (участников) специальной военной операции (далее - СВО).

Настоящий Порядок включает в себя рекомендации для администрации, воспитателей и иных специалистов детского сада, для обеспечения корректного, внимательного подхода с соблюдением требований по защите персональной информации и этических требований в организации психолого-педагогического сопровождения детей ветеранов (участников) СВО, военнослужащих, погибших или получивших увечье (ранение, травму, контузию), либо заболевание при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Настоящий Порядок включает в себя рекомендации по следующим направлениям:

- по проведению мониторинга психологического состояния детей ветеранов (участников) СВО;

- по реализации основных направлений психолого-педагогического сопровождения детей ветеранов (участников) СВО в период обучения;

- по организации и проведению мероприятий, направленных на формирование в образовательной организации необходимого психологического климата для сохранения и (или) восстановления психологического здоровья детей ветеранов (участников) СВО;

- по оказанию экстренной психологической помощи, психологической коррекции и поддержки детям ветеранов (участников) СВО и членам их семей в очном и дистанционном режиме;

- по организации сетевого и межведомственного взаимодействия для оказания необходимой помощи и поддержки детей ветеранов (участников) СВО;

- по обеспечению информирования детей ветеранов (участников) СВО, членов их семей, педагогических работников образовательной организации о возможности и ресурсах получения психологической помощи, психолого-педагогической поддержки.

II. О проведении мониторинга психологического состояния

детей ветеранов (участников) СВО

В отношении воспитанников, чьи родители (законные представители) являются ветеранами (участниками) СВО, в детском саду рекомендуется воспитателям на постоянной основе проводить мониторинг психологического состояния детей ветеранов (участников) СВО.

При выявлении признаков неблагоприятных и деструктивных состояний у воспитанников, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании (далее - ПППВ), целесообразно организовать взаимодействие с членами психолого-педагогической службы детского сада, а также родителем (законным представителем), не участвующим в СВО.

Для осуществления мониторинга и контроля динамики состояния, а также организации эффективного психолого-педагогического сопровождения детей ветеранов (участников) СВО рекомендуется учитывать основания для отнесения данной целевой группы воспитанников к группе ПППВ.

К настоящему Порядку прилагается форма Протокола стандартизированного (нестандартизированного) наблюдения за детьми ветеранов (участников) СВО (далее - протокол), который может применяться в детском саду при осуществлении мониторинга состояния детей ветеранов (участников) СВО ( Приложение № 1).

Протокол рекомендуется к заполнению на воспитанника из семьи ветерана (участника) СВО воспитателями совместно или на основе наблюдений родителей (законных представителей) воспитанников, не участвующих в СВО.

Работа с воспитанниками, включенными в группу ПППВ, осуществляется членами психолого-педагогической службы детского сада, в которой педагог-психолог может выступать организатором взаимодействия; также при необходимости рекомендуется привлекать других специалистов в рамках межотраслевого и межведомственного взаимодействия по вопросу сопровождения семей ветеранов (участников) СВО.

О результатах мониторинга психологического состояния детей ветеранов (участников) СВО, включенных в группу ПППВ, педагогу-психологу рекомендуется еженедельно докладывать заведующему. Выявленные трудности и психологические проявления переживаний детей ветеранов (участников) СВО свидетельствуют о необходимости своевременной адресной, индивидуально ориентированной психологической помощи, организации превентивных действий в формате адресных психолого-педагогических программ и технологий (профилактические, просветительские, развивающие, коррекционно-развивающие).

Проблема оценки актуального психологического состояния детей ветеранов (участников) СВО приобретает особую важность для качественного проведения ранней диагностики признаков стресса воспитанников, который отражается, прежде всего, на физиологическом состоянии (психосоматические проявления), когнитивных процессах (внимание, память, мышление), и психическом состоянии (раздражительность, апатия, усталость, чувство тревоги и т.д.), поведенческих проявлениях (агрессия, снижение активности, вызывающее поведение).

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ

оснований для отнесения детей ветеранов (участников) СВО

в группу ПППВ

N п/п

Причины отнесения воспитанников в группу ПППВ

Источники сведений

1

2

3

1.

Сниженные адаптационные способности (проблемы социальной адаптации)

Психологические заключения (справки),

результаты наблюдений педагогических работников, родителей (законных представителей) воспитанника

2.

Неудовлетворительное психологическое состояние, в том числе, обусловленное пережитым травмирующим событием, гибелью родственников или близких лиц, ИЛИ кризисное состояние, возникшее в результате воздействия психотравмирующей ситуации, перенесенных тяжелых заболеваний, физических травм, медицинского вмешательства и др.

Психологические заключения (справки), справки (заключения) профильных специалистов, результаты наблюдений педагогических работников, родителей (законных представителей)

3.

Склонность к аддиктивному поведению

Психологические заключения (справки), справки (заключения) профильных специалистов.

результаты наблюдений педагогических работников, родителей (законных представителей) воспитанников

4.

Склонность к девиантному поведению

Психологические заключения (справки).

информация от педагогических работников

5.

Склонность к суицидальному поведению

Психологические заключения (справки), справки (заключения) профильных специалистов.

Информация от педагогических работников, родителей (законных представителей) воспитанников

6.

Нарушения в развитии

Медицинское заключение (справка), заключение ППк/ПМПК/ ЦПМПК

7.

Сниженная самооценка

Информация от педагога-психолога (психолога).

информация от педагогических работников образовательной организации, родителей (законных представителей) воспитанников

8.

Проявления депрессивного состояния

Информация от педагога-психолога (психолога).

информация от педагогических работников образовательной организации, родителей (законных представителей) воспитанников

9.

Посттравматическое стрессовое расстройство

Психологические заключения (справки), справки (заключения) профильных специалистов.

информация от педагогических работников, родителей (законных представителей) воспитанников

 

 

III. Основные направления психолого-педагогического

сопровождения обучающихся - детей ветеранов (участников) СВО

и их родителей

Детям ветеранов (участников) СВО в детском саду обеспечивается психолого-педагогическое сопровождение в образовательном процессе, индивидуальное консультирование и педагогическая поддержка. В своей профессиональной деятельности педагоги-психологи руководствуются положениями профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)", утвержденного приказом Минтруда России от 24 июля 2015 г. N 514н.

Деятельность педагога-психолога по психологическому сопровождению детей ветеранов (участников) СВО осуществляется по следующим направлениям:

- комплексная психологическая диагностика воспитанников (наблюдение, мониторинг актуального психического состояния, углубленная психодиагностика) (при необходимости);

- коррекционно-развивающая работа с воспитанниками, в том числе работа по восстановлению и реабилитации;

- психологическое консультирование участников образовательных отношений;

- психологическое просвещение (повышение психологической компетентности родителей [законных представителей] воспитанников, других участников образовательных отношений и педагогического состава в вопросах обучения и воспитания детей, переживших травматическое событие);

- психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья воспитанников в процессе обучения и воспитания в детском саду, в том числе в части формирования в образовательных организациях необходимого психологического климата для сохранения и [или] восстановления психологического здоровья);

- психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды (консультирование педагогов при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей воспитанников, психологическая экспертиза программы развития с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды);

- психолого-педагогическое и методическое сопровождение процесса освоения основных и дополнительных образовательных программ воспитанников целевой группы.

Работу педагогов-психологов по психологическому сопровождению детей ветеранов (участников) СВО рекомендуется выстраивать в зависимости от статуса пребывания воспитанника в детском саду.

 

Обучающиеся, вновь зачисленные в образовательную организацию

 

Обучающиеся образовательной организации

 

Собеседование (на момент поступления) - оценка эмоциональной уравновешенности и устойчивости

 

Психологическое консультирование - оказание психологической поддержки в ситуации расставания с родителем (законным представителем), участвующим в СВО

 

Наблюдение, диагностика - мониторинг актуального психического состояния в период адаптации, в том числе выявление признаков деструктивного переживания горя (утраты) (первые две недели)

 

Наблюдение, психологическая диагностика в соответствии с планом мониторинга - отслеживание актуального психического состояния, особенностей взаимодействия со сверстниками и взрослыми

 

Психологическое консультирование - оказание психологической помощи воспитаннику, пережившему травматическое событие

 

Оказание психологической помощи по запросу, в ситуации потери

Каждое направление деятельности педагога-психолога включается в единый процесс сопровождения, обретая свою специфику, конкретное содержательное наполнение в форме программ адресной помощи (далее - психолого-педагогические программы) с учетом выявленных психолого-педагогических проблем, рисков и трудностей воспитанников целевой группы.

При необходимости педагогом-психологом осуществляются коррекция психолого-педагогических рисков, трудностей в проявлении состояний, поведении, адаптации и содействие социально-психологической реабилитации детей участников СВО.

Содержание коррекционно-развивающей работы с воспитанниками целевой группы, в том числе работа по восстановлению и реабилитации, предполагает:

- разработку и реализацию планов проведения коррекционно-развивающих занятий, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в поведении;

- организацию и совместное осуществление педагогами, учителями-логопедами, иными педагогами и специалистами психолого-педагогической коррекции выявленных в психическом развитии детей ветеранов (участников) СВО недостатков, нарушений социализации и адаптации;

- формирование и реализацию планов по созданию образовательной среды для воспитанников с особыми образовательными потребностями;

- проектирование в сотрудничестве с педагогами индивидуальных образовательных маршрутов для воспитанников.

Обязательно наличие согласия родителей (законных представителей) воспитанников на проведение психодиагностической, коррекционной и развивающей работы (всего комплекса работ, включенных в психолого-педагогическое сопровождение). В случаях, когда таковое согласие не было получено ранее, необходимо провести работу с родителями (законными представителями) воспитанника для получения такого согласия. Кроме того, важным фактором эффективности всей работы является тесное взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников целевой группы.

Самим родителям (законным представителям) несовершеннолетних воспитанников предоставляется возможность получения консультации специалистов психолого-педагогического сопровождения службы консультирования родителей в очной форме, а также посредством телефонной связи или видеосвязи.

IV. Организация и проведение мероприятий,

направленных на формирование в образовательной организации

необходимого психологического климата для сохранения

и (или) восстановления психологического здоровья

детей ветеранов (участников) СВО

Психологический климат предполагает создание условий, при которых все участники образовательных отношений чувствуют поддержку со стороны друг друга.

Для того чтобы создать благоприятный психологический климат в образовательной организации, воспитателю, совместно с педагогом-психологом, иными педагогическими работниками важно проводить мероприятия, направленные на формирование позитивного отношения воспитанников, на обучение коммуникативным навыкам, навыкам саморегуляции, совладения в трудных и проблемных ситуациях, а также на создание системы психологической поддержки. Помочь воспитанникам развить способность к сопереживанию, уважению и принятию других людей.

Обеспечить безопасную атмосферу для воспитанников, где они могут свободно высказывать свои мысли и выражать чувства, не боясь осуждения. Важны работа с переживаниями воспитанников, помощь им в выражении эмоций, понимание того, что все чувства имеют право на существование и нормальны в тяжелой ситуации.

При проведении мероприятий каждому педагогу рекомендуется учитывать следующие особенности.

1. Все участники образовательных отношений могут иметь непосредственное отношение к СВО, включая родственников жертв военных действий, родственников людей, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы (службы), граждан, выехавших из зоны проведения СВО и приграничных территорий, причем со всех сторон конфликта.

2. Необходимо помнить, что обсуждение СВО и любых связанных с ней тем может вызывать у воспитанников сильные эмоциональные реакции (тревога, гнев, страх и иные), и эти реакции надо учитывать при планировании любых воспитательных, профилактических и иных мероприятий.

3. Педагогический коллектив должен быть готов к тому, чтобы помочь воспитанникам справиться с эмоциональными реакциями и ответить на их вопросы. Важно при этом проявлять уважение ко всем точкам зрения, предоставить обучающимся право высказываться и быть выслушанным.

4. Эффективнее любых слов часто оказывается активное слушание. Важнее пытаться понять воспитанника и дать ему понимание, что принимают его чувства, а не донести ему какую-то мысль. Эмпатическое и терпеливое слушание лучше всего позволяет создать атмосферу доверия в процессе общения.

5. Важно не навредить воспитаннику, и без того переживающему тяжелейшие стрессогенные ситуации. Целесообразно рассматривать агрессивное поведение детей ветеранов (участников) СВО в контексте проблемы, избегать стереотипов. Важно выказывать заботу о состоянии воспитанника, при этом не переусердствовать, не поспешить, не перейти к ложным выводам и интерпретациям.

6. Педагогу-психологу проводить психологическое просвещение среди детей ветеранов (участников) СВО, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы (службы): рекомендуется освещать вопросы психологии горя, конструктивного преодоления скорби, способов совладания и психологической самопомощи.

В работе со всеми детьми ветеранов (участников) СВО важно соблюдать следующие рекомендации для педагога:

- уважайте потребность в уединении, если воспитанник не хочет общаться; если он не может усидеть на месте, дайте ему возможность подвигаться; когда воспитанник не может совладать со своими эмоциями, помогите ему выразить свои чувства, разобраться в них; в случае потери контроля над поведением введите ясные и четкие ограничения, вместе с тем дайте возможность овладеть позитивными формами разрешения ситуации.

- создавайте как можно более безопасную атмосферу, в которой воспитанники знают, что все чувства имеют право на существование и нормальны в столь тяжелой ситуации, в том числе и вина, боль, которую они чувствуют; возможно прояснение ложных трактовок, которые могут вести к неадекватному восприятию события, где пересмотр приоритетов, переоценка ценностей (чему можно научиться в этой ситуации, что действительно важно в жизни) могут помочь справиться с переживаниями, переключиться на продуктивную деятельность на примере взрослого.

Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников целевой группы, находящихся в кризисных состояниях, предполагает соблюдение организационных требований к проведению профилактических, диагностических и консультационных мероприятий, следование принципам деятельности педагога-психолога в кризисной ситуации, алгоритмам оказания психологической помощи с учетом эмоционального состояния участников образовательных отношений.

В целом создание благоприятного психологического климата в детском саду является важной задачей, которая требует комплексного подхода и систематической работы, содержательных мероприятий, направленных на сохранение и (или) восстановление психологического здоровья детей ветеранов (участников) СВО.

V. Оказание экстренной психологической помощи,

психологической коррекции и поддержки детям ветеранов

(участников) СВО и членам их семей в очном

и дистанционном режимах

В случае гибели ветерана (участника) СВО возможен следующий алгоритм сопровождения воспитанников.

1. Информирование детей ветеранов (участников) СВО о гибели (смерти) родителя (законного представителя).

В зависимости от обстоятельств детям ветеранов (участников) СВО о смерти родителя (родственника) могут сообщать значимые взрослые: воспитатель, педагог-психолог и т.д. Ключевым критерием выбора человека, сообщающего обучающемуся о смерти родителя (законного представителя), должна быть степень эмоциональной близости, взаимного доверия. Сообщение воспитаннику о смерти родителя (законного представителя) должно происходить лично, и ни в коем случае не в дистанционном режиме - это необходимо в целях заботы о жизни и здоровье ребенка, которые подвержены опасности из-за возможной сильной эмоциональной реакции.

2. Формирование отношения воспитанника к утрате.

- Воспитаннику важно понять, что люди вокруг него разделяют его эмоции и готовы поддержать его:

- Воспитаннику важно почувствовать, что он продолжает быть значимым для оставшихся членов семьи;

- Воспитаннику важно сориентировать на дальнейшую деятельность и составить вместе с план действий на ближайшее будущее.

3. Педагогу-психологу рекомендуется довести до педагогических работников рекомендации об особенностях взаимодействия с детьми ветеранов (участников) СВО при пережитой ими острой фазе утраты на разных возрастных этапах.

4. Педагогическим работникам рекомендуется применять данные педагогом-психологом (психологом) рекомендации в воспитательном процессе.

5. При возникновении кризисной ситуации предлагается руководствоваться Порядком.

6. Педагогу-психологу рекомендуется применять специальные программы кризисного сопровождения детей ветеранов (участников) СВО, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы (службы) и осуществлять коррекционную работу по переживанию горя с воспитанниками, находящимися в состоянии утраты родителя - участника СВО, в очном режиме.

7. С целью совершенствования психолого-педагогических компетенций педагогических работников при оказании психологической помощи и поддержки детям ветеранов (участников) СВО педагогам рекомендуется освоить дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, направленные на формирование психологических компетенций в области оказания помощи воспитанников в стрессовых состояниях, состоянии утраты и при психоэмоциональных нарушениях вследствие переживания психотравмирующих событий.

8. Для того чтобы оперативно преодолеть тревожное состояние увоспитанника, предлагаются следующие приемы:

- "Контроль дыхания". Уменьшение физиологических симптомов тревоги возможно путем регулирования дыхания. Сделайте вместе с воспитанником глубокий вдох животом на четыре счета и выдох на шесть счетов. Повторяйте в течение нескольких минут;

- "5-4-3-2-1". В состоянии острой тревоги человек, как правило, зацикливается на предмете переживаний и почти не способен отвлечься от него. Для снятия остроты состояния может быть полезно расширить восприятие, это поможет взглянуть на свое нынешнее положение более объективно. Попросите воспитанника перечислить: пять вещей, которые он может видеть, четыре вещи, которые он может потрогать, три вещи, которые он может услышать, две вещи, которые он может обонять, и одну вещь, которую он может попробовать на вкус;

- "Проговаривание собственных эмоций". Осознанное проговаривание собственных эмоций - действенный способ нейтрализации отрицательных эмоций, так как в это время происходит торможение механизмов нервной системы, ввергающих людей в состояние аффекта. Попросите воспитанника как можно более четко обозначить и назвать эмоции, которые он испытывает. Вербализованные эмоции и чувства воспитанника должны получить принятие со стороны взрослого.

Эти приемы могут помочь взрослому установить контакт и начать разговор с детьми ветеранов (участников) СВО. Постарайтесь не слишком часто заверять их, что "все хорошо": избыточное количество заверений (особенно если они не вполне уместны) на самом деле может усугубить тревогу в долгосрочной перспективе. Вместо того, чтобы голословно подбадривать, вы можете помочь воспитаннику справиться с тревогой, разъясняя им, что испытывать тревогу в некоторых ситуациях - это нормально, а также делясь своим личным опытом преодоления тревожности.

VI. Организация сетевого и межведомственного взаимодействия

для оказания необходимой помощи и поддержки детей ветеранов

(участников) СВО

Оказание адресной психологической помощи детям ветеранов (участников) СВО, обучающихся в детском саду, при отсутствии педагога-психолога в образовательной организации или в случаях, когда необходима специализированная психологическая помощь, возможно в муниципальных и (или) региональных центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (региональных ресурсных центрах развития психологической службы).

При подозрении на психические расстройства, связанные с воздействием травматического события, требуется незамедлительная организация консультаций воспитанника и его родителей (законных представителей) у профильных специалистов организаций системы здравоохранения.

В случае выраженных признаков развивающегося депрессивного состояния педагог-психолог рекомендует родителю (законному представителю) воспитанника обратиться за консультацией к врачу-психиатру. В случае если врач-психиатр не выявил нарушений психической деятельности, воспитанник исключается из группы ПППВ. При отсутствии положительной динамики педагогу-психологу рекомендуется предложить родителю (законному представителю) воспитанника повторно обратиться к врачу-психиатру за консультацией.

VII. Об информировании детей ветеранов

(участников) СВО, членов их семей, педагогических работников

образовательной организации о возможности и ресурсах

получения психологической помощи,

психолого-педагогической поддержки

 

Сервисы по оказанию психологической помощи, номер телефона

Время работы

Целевая аудитория

Горячая линия кризисной психологической помощи,

8 (800) 600-31-14

Круглосуточно

Экстренная психологическая помощь детям, подросткам и их родителям (законным представителям), а также взрослым в кризисном состоянии

Общероссийская горячая линия детского телефона доверия,

8(800) 2000-122

Круглосуточно

Психологическая помощь несовершеннолетним, а также их родителям (законным представителям) по вопросам обучения, воспитания и взаимоотношения

Круглосуточная экстренная психологическая помощь МЧС России,

8 (495) 989-50-50

Круглосуточно

Экстренная психологическая помощь детям, подросткам, их родителям (законным представителям), а также взрослым в кризисном состоянии, в том числе в случае возникновения чрезвычайных ситуаций

Анонимный телефон доверия ФГБУ "НМИЦ ПН им. В.П. Сербского" Минздрава России,

8 (495) 637-70-70

Круглосуточно

Психиатрическая помощь

Горячая линия по вопросам домашнего насилия,

8 (495) 637-22-20

Круглосуточно

Психологическая, социальная, юридическая помощь

Горячая линия по оказанию психологической помощи студенческой молодежи,

8 (800) 222-55-71

Круглосуточно

Психологическая помощь студенческой молодежи

Горячая линия Российского Красного Креста,

8 (800) 700 44 50

Круглосуточно

Психологическая помощь семьям мобилизованных и военнослужащих

Горячая линия помощи родителям проекта бытьродителем.рф,

8(800) 444-22-32 (доб. 714)

С 9.00 до 21.00 (по мск) в будни

Психологическая помощь родителям по вопросам обучения, воспитания и взаимоотношения с детьми

Чат-бот по оказанию психологической помощи.

Ссылка для входа: https://vk.com/psy_myvmeste

С 09:00 до 00:00 (по мск)

Сервис по оказанию бесплатной психологической поддержки населению

Приложение № 1

Протокол

стандартизированного (нестандартизированного) наблюдения

за детьми ветеранов (участников) СВО4

 

Наименование образовательной организации ________________________________________

Группа __________________________________________________________________________

Информация о воспитаннике: 

Фамилия, имя, отчество___________________________________________________________

Дата рождения: __________________________________________________________________

 

 

п/п

Причины для отнесения

воспитанника  в группу ПППВ

Признаки наблюдения

Отметка

о

наличии5

 

Форма документа6

Наличие справок от

профильных

специалистов7

 

1.

Сниженные адаптационные способности (проблемы социальной адаптации)

Необщительность  в группе сверстников

 

психологи- ческое заключение (справка)

-

Отказ посещать садик

 

Появившиеся трудности в учебной деятельности

 

Нетипичные эмоциональные реакции

 

                                                          

_________________________

 

4 Форма Примерного протокола стандартизированного (нестандартизированного) наблюдения является ориентировочной, может быть дополнена при необходимости.

 

5 Столбец «отметка о наличии» Примерного протокола заполняется на воспитанника  из семьи ветерана (участника) СВО воспитателем группы на основе наблюдений педагогических работников и родителей (законного представителя), не участвующего в СВО.

 

6 Столбец «Форма документа» заполняется   педагогом-психологом.

 

7 В столбец «Наличие справок от профильных специалистов» вносится воспитателем группы  информация о наличии / отсутствии на несовершеннолетнего воспитанника справок (заключений) от профильных специалистов. 

 

2.

Неудовлетворите льное психологическое состояние, в том числе, обусловленное пережитым травмирующим событием, гибелью родственников

или близких лиц,

ИЛИ

кризисное состояние, возникшее в результате воздействия психотравмирую щей ситуации, перенесенных тяжелых заболеваний, физических травм, медицинского вмешательства и др.

Избегающее поведение, связанное  с травмирующим

фактором 

 

психологи- ческое заключение (справка)

отметка  о наличии / отсутствии справок (заключений) профильных специалистов

Подавленность, апатия, пассивность

 

Желание все время

находиться со взрослым

 

Замкнутость, скрытность 

 

Психосоматическая симптоматика 

 

Повторяющиеся воспоминания, кошмары, связанные с психотравмирующей ситуацией  

 

3.

Склонность  к аддиктивному поведению

Раздражительность

 

психологическое заключение (справка)

отметка  о наличии / отсутствии справок (заключений) профильных специалистов

Замедленный или наоборот ускоренный темп речи

 

Зависимость от гаджетов (в ущерб другим видам

деятельности)

 

Плохое самочувствие

 

Нездоровый / неопрятный внешний вид

 

4.

Склонность к девиантному поведению

Конфликтность, агрессивность

 

психологи- ческое заключение (справка)

 

Игнорирование поручений педагогов

 

Вызывающее поведение 

 

Эмоциональная неустойчивость: частая смена настроения 

 

 

Экстремальный досуг

 

 

5.

Склонность  к суицидальному поведению

Подавленность, отрешенность, апатия

 

психологи- ческое заключение (справка)

отметка  о наличии / отсутствии справок (заключений) профильных специалистов

Прямые высказывания о намерении ухода из жизни, размышления об отсутствии ценности жизни

 

Повышенная

чувствительность 

к словам других

людей

 

6.

Нарушения  в развитии  (в случае, если это

несовершеннолетн ий)

Нарушение когнитивных функций (внимание, мышление, память, речи)

 

психологическое заключение (справка)

медицинское заключение (справка), заключение ППк /  ПМПК / 

ЦПМПК.

Трудности в обучении

(отставание  от образовательной программы)

 

Повышенная утомляемость 

 

Трудно контролируемое собственное эмоциональное состояние

 

7.

Сниженная самооценка

Повышенная самокритика

 

психологическое заключение (справка)

-

Подавленное настроение, изоляция от окружающих,

замкнутость

 

Проявление тревоги при нахождении  в обществе 

 

Навязчивые негативные мысли  о своей внешности

 

8.

Проявления депрессивного состояния

Подавленное настроение 

 

психологическое заключение (справка)

-

Частая изоляция  от социума, замкнутость

 

Нарушение сна, питания. Перестал

ухаживать за собой 

 

Жалобы на головные

боли, боли  в животе, трудности с дыханием

 

9.

Посттравматическое стрессовое расстройство

Трудности со сном (кошмары, плач 

во сне) 

 

психологическое заключение (справка)

отметка  о наличии / отсутствии справок (заключений) профильных специалистов

Признаки поведения, характерные для более раннего возраста

 

Навязчивые воспоминания  о травме (рисунки, письма) 

 

Подавленный эмоциональный фон 

 

Трудности с

контролированием эмоций: гнев, агрессивное поведение

 

Острая реакция на громкие звуки

 

Частые          проявления страхов

 

 

Воспитатель ______________   /_______________________/ 

Педагог-психолог ______________   /_______________________/

 

Дата заполнения протокола «___»_______________ 20____ г.  

 

Приложение № 2

Рекомендации педагогическим работникам

При взаимодействии с детьми дошкольного возраста важно учитывать следующее:

У детей дошкольного возраста еще нет собственных навыков совладения с ситуацией, поэтому они практически полностью зависят от взрослого. После травматического события могут наблюдаться регрессия на более ранние поведенческие стадии, изменения режима питания и сна, необъяснимые боли, непослушание, гиперактивность, речевые нарушения, агрессия, отстранение. Ребенок может снова и снова, преувеличивая, рассказывать о травматическом событии.

Печаль – это одна из естественных эмоций. Если обучающийся хочет и готов поговорить о своих чувствах, не препятствуйте, поддержите его в этом начинании. Обучающемуся важно услышать, что вы готовы понять его состояние.

Если обучающийся хочет поговорить о самом факте смерти, используйте простые для него слова, не допускающие недосказанности или двусмысленности. Не передавайте обучающемуся подробности смерти его близкого, если вы узнали их от  родителей  (законных  представителей). Старайтесь следить,  чтобы в его окружении также никто этого не делал.

Если обучающийся не хочет говорить об умершем, посещать места, связанные с ним, не настаивайте, не упрекайте обучающегося в этом.

Избегайте обсуждать чересчур серьезные или страшные для обучающегося вещи, если есть вероятность, что он может услышать. Не стоит делать этого, даже если кажется, что обучающийся слишком увлечен, чтобы слушать, или слишком мал, чтобы понимать.

По возможности не оставляйте обучающегося одного в течение дня, особенно, если он просит об этом. Если профессиональная необходимость того требует, сообщите обучающемуся, что уходите на определенное время, а потом вернетесь.

Не надо загружать обучающегося, например, сведениями о геополитических стратегиях и национальных интересах. Масштабные, комплексные и трудноразрешимые проблемы могут дополнительно увеличивать тревожность обучающегося перед незнакомыми системами взаимоотношений и социальными институтами.

Постарайтесь по мере возможности включать обучающегося в тот распорядок дня, который был у него до утраты.

Если родители (законные представители) обучающегося обратятся к вам с вопросом, как сделать так, чтобы обучающийся не забыл умершего близкого человека, предложите им иметь наготове фотографию или другие памятные вещи. Когда обучающийся будет готов, он может попросить рассказать ему об ушедшем человеке.

Дети могут испытывать иррациональный страх преждевременной смерти, не понимая, что это такое и как она наступает. Идея смерти еще не полностью находит понимание у маленьких детей. Осознание реальности и близости смерти может  быть  травмирующим.  Для  этого  всегда необходимо  проговаривать с ребенком, что именно означает смерть, как она происходит, и как люди справляются со смертью близких.

К другим типичным для этого возраста реакциям относятся страх сепарации (утраты) с родителями, беспричинный плач, неподвижность.

При беседе с детьми младшего школьного возраста важно учитывать, что в возрасте от 5 до 11 лет могут дополнительно проявиться страх школы, замкнутость, трудности концентрации, разрыв с прежними друзьями – то есть, целый комплекс поведенческих проблем и проблем, связанных с обучением, включая школьную тревожность. Могут также появляться и обостряться жалобы на плохое самочувствие и боли.

Нельзя формировать у обучающегося идею о привлекательности смерти. Следует быть очень осторожным в описании причин смерти родителя. Не стоит рассказывать о смерти родителя как о сценарии, который захочет повторить обучающийся. Абсолютно недопустимо озвучивать любые тезисы, даже минимально напоминающие «Он герой, потому что отдал жизнь», «Он любил тебя, потому и отдал за тебя жизнь», «Своей смертью он доказал, что он хороший»

 Конструктивнее уделять больше внимания жизни и достижениям умершего. Каким он  был человеком,  каким  хотел  воспитать  своего  ребенка,  каковы  были его жизненные ценности. Таким образом, мы можем сделать упор на положительные стороны жизни и сохранить в памяти обучающегося именно самые лучшие моменты, которые остались от его родителя.

Недопустимо и описывать погибшего (умершего) родителя в негативном ключе. Для ребенка родитель в подавляющем большинстве случаев остается фигурой, с которой он себя во многом идентифицирует. Абсолютно недопустимо озвучивать тезисы наподобие «Он погиб, потому что слабо боролся», «Он подвел своих товарищей», «Он глупо поступил». Даже в случае, если в вашем восприятии существуют весомые причины для этого. Разрушение положительного эмоционального образа родителя в восприятии ребенка – это дополнительная травматизация его психики, итак переживающей потерю.

 

Приложение № 3

Рекомендации педагогу в ситуации кризисного состояния воспитанника

Ситуации

Внешние признаки

Помощь

Алгоритм помощи в ситуациях вины

Возможно выражение чувства печали, грусти.

Слезы, плач. Попытка уйти, изолироваться. Отказ от участия в празднике.

Убедите воспитанника, что с вами он может быть откровенен.

Уточните, с чем связано возникшее чувство:

возможно воспитанник

переживает, что веселится в то время, как кто-то страдает или погиб.

Помогите проговорить все то, что хочет сказать

воспитанник, но возможно стесняется / стыдиться: такое бывало раньше? Когда примерно началось, с чем связано? Как считаешь, что было бы правильным в этой ситуации?

В чем твоя ответственность и как может проявиться твоя свобода в этой ситуации? (для детей дошкольного и младшего школьного возраста: что можно делать во время игры?). Можно привести чувство вины в благодарность – и тому, перед кем ты чувствуешь вину тоже станет легче.

Алгоритм помощи в ситуациях обиды

Отказ от общения. Противопоставление себя другому воспитаннику

(коллективу). Конфликтное общение. Отчужденность. Возможно демонстративное поведение (сесть одному, отказаться от ролей и проч.)

Где живет твоя обида (в теле)? Как ты себя чувствуешь в такой момент?

А как хотелось бы чувствовать себя? Можем мы оставить твою обиду в этой комнате хотя бы до окончания праздника? С кем было бы не обидно общаться сейчас и в чем можно принять участие, чтобы тебе стало лучше?

Алгоритм помощи в ситуациях одиночества

Уклонение / избегание общения Отказ от участия в совместной деятельности под различными предлогами. Отталкивающее поведение. Неловкость в присутствии других. Неспособность устанавливать связи / контакты.

Тебе нравится быть одному? Хочется, чтобы это заметили другие? Для чего?

С кем бы сейчас хотелось бы пообщаться?

Постоять рядом?

Тебе хочется на всех обидеться, потому что ты один, а все веселятся? Во что можем поиграть (в чем поучаствовать), чтобы тебе было не так одиноко?