Положение о ВСОКО
Государственный образовательный стандарт дошкольного образования является ориентиром для независимой оценки качества дошкольного образования.
Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта.
Мониторинг в системе образования – комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно – качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям участников образовательного процесса.
Педагогический мониторинг – система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное отслеживание результатов освоения основной образовательной программы детского сада, состояния и прогнозирования ее развития.
Измерение – метод регистрации состояния качества образования, а также оценка уровня образовательных достижений, которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.
1.4. В качестве источников данных для оценки качества образования используются:
- анализ результатов внутреннего контроля образовательной деятельности;
- педагогический мониторинг;
- психолого – педагогическая диагностика;
- социологическое анкетирование (участников образовательных отношений);
- аналитический отчёт по результатам проведения процедур ВСОКО;
- посещение ООД, мероприятий, организуемых педагогами дошкольного учреждения;
- данные полученные в результате проведения контрольной деятельности (тематический, фронтальный, итоговый контроль).
1.5. ДОУ обеспечивает разработку и реализацию ВСОКО, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование полученных результатов.
1.6. Положение распространяется на деятельность всех работников ДОУ, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на работников, работающих по совместительству.
1.7. Срок данного Положения не ограничен. Положение действует до принятия нового.
- Основные цели, задачи, функции и принципы ВСОКО.
2.1. Целью организации ВСОКО является качественная оценка условий обеспечения образовательной деятельности, организации образовательного процесса, качество результата образовательной деятельности учреждения для определения факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в ДОУ.
2.2. Задачами ВСОКО являются:
· Получение объективной информации о функционировании и развитии дошкольного образования в ДОУ, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на динамику качества образования.
· Организационное и методическое обеспечение сбора, обработки, хранения информации о состоянии и динамике показателей качества образования.
· Предоставление всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования.
· Принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений.
· Прогнозирование развития образовательной системы ДОУ.
2.3.Основными принципами ВСОКО ДОУ являются целостность, оперативность, информационная открытость к результатам.
3. Организация ВСОКО.
3.1. Организацией оценки качества образования и интерпретацией полученных результатов, занимается: администрация дошкольного учреждения, педагогический совет, творческая группа педагогов.
3.2. Администрация дошкольного учреждения:
- регулирует функционирование ВСОКО дошкольного учреждения, утверждает локальные акты приказом заведующего дошкольного учреждения и контролирует их исполнение;
- принимает участие в разработке мероприятий, направленных на совершенствование ВСОКО в дошкольном учреждении;
- обеспечивает предоставление информации о качестве образования на различные уровни системы оценки качества образования; формирует информационно – аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы дошкольного учреждения за учебный год, самообследование деятельности образовательного учреждения);
- принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО.
3.3. Творческая группа педагогов:
- разрабатывает мероприятия, направленные на совершенствование ВСОКО в дошкольном учреждении;
- разрабатывает методики оценки качества образования; участвует в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития дошкольного учреждения;
- обеспечивает на основе образовательной программы проведение в дошкольном учреждении контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования;
- организует систему мониторинга качества образования в дошкольном учреждении, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития; анализирует результаты оценки качества образования на уровне дошкольного учреждения;
- организует изучение информационных запросов основных пользователей ВСОКО;
- готовит предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне ДОУ.
3.4. Педагогический совет:
- содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив;
- принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в дошкольном учреждении;
- заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с ДОУ по вопросам образования воспитанников, в том числе сообщения о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима в ДОУ, об охране здоровья и жизни воспитанников и другие вопросы образовательной деятельности ДОУ.
-
- Реализация ВСОКО.
4.1. Реализация ВСОКО осуществляется на основе нормативно-правовых актов Российской Федерации, регламентирующих реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования.
4.2. Мероприятия по реализации целей и задач ВСОКО планируются и осуществляются на основе проблемного анализа образовательного процесса дошкольного учреждения, определения методологии, технологии и инструментария оценки качества образования.
4.3. Предметом ВСОКО являются:
- Оценка качества образовательного процесса в 5 образовательных областях;
- Оценка воспитательной работы;
- Оценка качества условий реализации Программы (психолого – педагогических, кадровых, материально – технических, развивающая предметно – пространственная среда);
- Оценка качества услуг по присмотру и уходу воспитанников;
- Оценка взаимодействия коллектива с семьями воспитанников.
4.3.1. К оценке качества образовательного процесса в 5 образовательных областях, относят:
- анализ содержания Программы обеспечивающее развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности с учётом образовательных областей: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно – эстетическое развитие (п.2.6. ФГОС ДО);
- оценка индивидуального развития детей педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе дальнейшего планирования (п.3.2.3. ФГОС ДО);
- использование педагогической диагностики (мониторинга)для решения образовательных задач (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей развития (п.3.2.3. ФГОС ДО);
- анализ планируемых результатов освоения Программы с учётом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ОВЗ, в том числе детей – инвалидов (п.2.11.1. ФГОС ДО);
4.3.2. Оценка воспитательной работы характеризует:
- реализация программы воспитания
- вовлечение воспитанников в образовательную деятельность, участие в мероприятиях (праздники, конкурсы, олимпиады) (п.3.2.5. ФГОС ДО);
4.3.3. Оценка качества условий реализации Программы (психолого – педагогических, кадровых материально – технических, развивающая предметно – пространственная среда) характеризуют:
Требования к психолого - педагогическим условиям реализации (п. 3.2., 3.2.1.ФГОС ДО)
- уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
- поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.
Требования к кадровым условиям
- квалификация педагогических и учебно – вспомогательных работников (установленных ЕКС), в том числе при работе в группах для детей с ОВЗ и детей – инвалидов;
- должностной состав и количество работников, необходимых для реализации Программы;
- владение основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей (п.3.4.2. ФГОС ДО).
Требования к материально – техническим условиям реализации Программы (п.3.5. ФГОС ДО)
- наличие средств обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
- обеспечение Программы учебно – методическими комплектами, оборудованием, оснащение;
- материально – техническое обеспечение Программы.
Требования к развивающей предметно – пространственной среде (п.3.3. ФГОС ДО)
- насыщенность предметно – пространственной среды;
- трансформируемость пространства;
- полифункциональность игровых материалов;
- вариативность предметно – пространственной среды;
- доступность предметно – пространственной среды;
- безопасность предметно – пространственной среды.
4.3.4.Оценка качества по обеспечению здоровья и качества услуг по присмотру и уходу
- анализ состояния здоровья воспитанников (становление ценностей здорового образа жизни) (п.1.6. ФГОС ДО);
- анализ распорядка/ режима дня в ДОО (п.2.5. ФГОС ДО);
- анализ организации питания в ДОО.
4.3.5. Оценка взаимодействия коллектива с семьями воспитанников
- оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития (п.1.7.ФГОС ДО);
- анализ краткой презентации Программы (п.2.13. ФГОС ДО);
-создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
- поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность (п.3.2.1. ФГОС ДО).
4.4. Педагогический совет детского сада может определить дополнительные вопросы мониторинга.
4.5. Периодичность проведения оценки качества образования, формы проведения устанавливаются решением педагогического совета и утверждаются приказом заведующего ДОУ.
5. Организация педагогического мониторинга.
5.1 Педагогический мониторинг позволяет оценить динамику достижений в развитии детей на протяжении всего дошкольного возраста.
5.2. Мониторинг детского развития проводится согласно годовых задач (по необходимости). В проведении мониторинга участвуют все педагоги. Основная задача мониторинга - определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.
5.3. Мониторинг проводится специалистами и воспитателями данной возрастной группе.
5.4. Мониторинг образовательной деятельности и детского развития в ДОУ осуществляется в течение времени пребывания ребенка в детском саду (с 7.30. до 18.00, исключая время, отведенное на сон).
5.5. Для мониторинга используется следующий инструментарий:
- наблюдение за детьми в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении;
- анализ продуктов детской деятельности;
- итоговые занятия;
- беседы.
5.6. Результаты педагогических наблюдений за уровнем усвоения детьми образовательных областей и интегративных качеств оформляются воспитателями групп в удобной для них форме и хранятся в группе. Итоги предоставляются заведующей в виде аналитической справки, с указанием процента усвоения детьми образовательной программы по образовательным областям, без указания персональных данных.
5.7. Участие ребёнка в психолого – педагогическом мониторинге допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
6. Общественное участие в оценке и контроле качества образования.
5.1. Придание гласности и открытости результатам оценки качества образования осуществляется путем предоставления информации:
- основным потребителям результатов ВСОКО;
- средствам информации в виде отчета по самообследованию;
- размещение аналитических материалов, результатов оценки качества образования на официальном сайте ДОУ.
7. Ответственность.
7.1. Проверяющий, занимающийся контрольной деятельностью в ДОУ, несет ответственность за достоверность излагаемых фактов, представляемых в справках по итогам контроля.
7.2. Заведующий ДОУ несет ответственность за предоставление информации самоанализа, самообследования, оценки качества образования Учредителю и размещение на сайте ДОУ.