Программа

пл 001

Пояснительная записка
Творчество –  создание на основе  того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении  мира, своей  точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Одним из способов реализации воспитательной составляющей новых стандартов является организация кружков дополнительного образования. Дополнительно создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей дошкольников.
Программа «Пластилинография» направлена на развитие индивидуальных творческих способностей  дошкольников, что обуславливает ее актуальность в условиях современного образования.  Для того чтобы развивать индивидуальные творческие способности у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности. И в качестве приоритетной деятельности, на мой взгляд – стала пластилинография. На вопрос почему? Можно ответить просто: во-первых: дети очень любят рисовать, но часто мы встречаемся с трудностями у детей в овладении графомоторных навыков (хочу рисовать, но не умею). Во-вторых: ребят очень привлекает пластилин. Это материал, который можно мять, сворачивать, раскатывать, отщипывать, сплющивать, смешивать с другим материалом. Не только с пластилином, с блестками, крупой, песком.… Все эти движения не только формируют мелкую моторику, но снимают страх, напряжение, позволяют эмоционально разгрузить себя от лишних негативных эмоций. Способствуют возникновению чувства самодостаточности: “Я - творю!”, “Я - создаю!” и вот здесь уже включается важнейший психический процесс – творческое воображение! В-третьих: с помощью пластилина можно  “оживлять” и сам рисунок, придавая предметам выпуклую форму. Кроме того, если что-то не получилось, легко убирается. Это не вызывает чувство неудовлетворения и эмоциональной депривации, то есть разочарования в себе.
Основой программы  является использование нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»- создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной технологии заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Пластилинография -  новый вид декоративно-прикладного искусства. По сути своей, это редко встречающийся, очень выразительный вид «живописи». Вы практически «рисуете» пластилином. Изготовление пластилиновых картин ярких расцветок с применением различных изобразительных приёмов — увлекательное занятие, дающее радостное и эстетическое удовлетворение от подобного творчества, делая его оригинальным и декоративным. 
Цель
 -Развитие индивидуальных творческих способностей и интереса к искусству в целом в процессе занятий пластилинографией.
-Формирование и развитие  художественно-творческих способностей детей посредством изобразительной деятельности, создание необходимых условий для самоопределения и самореализации личности ребенка.
Задачи
Обучающие:
- Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.
- Обучать специальным технологиям работы с пластилином, закреплять приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.
- Дать теоретические знания и формировать у воспитанников, практические приемы и навыки работы с пластилином.
Развивающие:
- Способствовать развитию познавательной активности, развитию творческого мышления, воображения, фантазии.
- Способствовать развитию пространственного представления и цветового восприятия.
- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные:
-Содействовать воспитанию интереса к художественно-творческой деятельности, стремлению к овладению знаниями и навыками в работе с пластилином.
-Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
-Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.
-Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности друг друга, доброжелательное отношение и взаимопомощь, формировать навыки сотрудничества.
А также решаются   разнообразные технические   и  воспитательные задачи:
- Научиться не выходить за контур рисунка.
- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.
- Использовать несколько цветов пластилина.
- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.).
- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.
- Научиться доводить дело до конца.
- Научиться аккуратно выполнять свои работы.
-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий.
- Научиться действовать по образцу воспитателя.
- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя.
 - Самостоятельно решать творческие задачи.
- Самостоятельно выбирать рисунок для работы  и  атрибуты для его осуществления.
Принципы, лежащие в основе программы
  • Принцип доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  • Принцип систематичности и последовательности: постановка или корректировка задач «от простого к сложному», «от хорошо известному к малоизвестному и незнакомому» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ);
  • Принцип развивающего характера художественного образования, целью которого является развитие ребенка;
  • Принцип наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
  • Принцип демократичности и гуманизма (взаимодействие воспитателя и младшего дошкольника в социуме, уважение  к личности ребенка, реализация собственных творческих потребностей);
  • Принцип обратной связи (совместное обсуждение с младшими дошкольниками того, что получилось и что не получилось, изучение их мнения, определение настроения и перспективы работы);
  • Принцип стимулирования (поощрение и вознаграждение);
  • Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
  • Принцип интереса: построение или корректировка программы с опорой на интересы детей.
А также программа
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса дополнительного образования детей  дошкольного возраста в рамках кружка, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
- предусматривает решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников;
- предполагает построение дополнительного образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.                 
Планируемые  результаты  освоения программы
Уровень развития интегративных качеств ребенка
Интегративные качества
Планируемый уровень развития интегративных качеств (целевые ориентиры).
Эмоционально - отзывчивый
Проявляет эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства, на красоту окружающих предметов (игрушки) и объектов природы (растения, животные).
Любознательный, активный
Принимает активное участие в продуктивной деятельности (пластилинография).
   Научится  использовать в рисовании нетрадиционную технику «пластилинографии», разные способы создания изображения.
Знакомиться с миром разных предметов в процессе частичного использования, так называемого бросового материала.
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту
Создает  элементарные предметы по образцу, проявляет желание создавать выразительные образы посредством объёма и цвета  из пластилина с помощью взрослого или самостоятельно.
Проявляет аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
Овладевший необходимыми
умениями и навыками
Умеет раскатывать комок пластилина прямыми и круговыми движениями кистей рук; отламывать от большого комка пластилина маленькие комочки, сплющивать их ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу.
Умеет пальчиком размазывать пластилин по всему рисунку, пользуется стекой.
 Развивает мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.
А также к  концу года у детей предполагается формирование и развитие:
-навыков совмес­тной работы;
-навыков пользо­вания инструментами и ма­териалами необходимыми для работы с пластилином;
-умения владеть различны­ми техническими приемами и способами лепки;
-умения изготавливать из пластилина  простейшие картины;
-умения украшать изде­лия из пластилина различными при­родными и декоративными материалами;
познавательных, творческих и художественных способностей, творческой ак­тивности, самостоятельности.
-усидчи­вости, терпения, трудолюбия.
Основные формы и методы работы
-Использование информационных компьютерных технологий (ИКТ) для разработки презентаций, наглядного и раздаточного материала, различных схем.
-методические пособия и книги по пластилинографии;
-литературные произведения (тематические).
Материалы для создания пластилиновой картины:
-Картон с контурным рисунком;
-Набор пластилина, стеки, доска, салфетки.
 -Бросовый и природный материалы
Формы организации деятельности старших дошкольников: занятия в кружке, совместная деятельность; фронтальная, индивидуальная и групповая работа.
Методы работы:
-Метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение к художественной культуре).
-Метод эстетического выбора («убеждение красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса.
-Метод разнообразной художественной практики.
-Метод сотворчества (с педагогом, сверстниками).
-Метод эвристических и поисковых ситуаций.
-Метод игровых, творческих ситуаций.
Для успешной реализации данной программы используются современные методы  и приёмы занятий, которые помогают сформировать у  дошкольников устойчивый интерес к данному виду деятельности:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
-словесный (устное изложение, беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой  и т.д.);
-наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, просмотр фотографий, поделок, схем, работа по образцу и др.);
-практический (ролевые игры, изготовление изделий, экскурсии, игровой тренинг др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
-объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
-репродуктивный – младшие дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
-частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
-исследовательский – самостоятельная творческая работа младших дошкольников.
Методы создания положительной мотивации дошкольников:
-эмоциональные: ситуации     успеха,      поощрение     и   порицание, познавательная игра, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью;
-волевые:  предъявление   образовательных   требований,  информирование  о прогнозируемых результатах деятельности.
Программа предполагает совместную работу детей с воспитателем. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы индивидуальная помощь педагога каждому ребенку должна чередоваться с их самостоятельной творческой деятельностью. Место педагога в деятельности по обучению детей, работе с пластилином в технике «пластилинография», меняется по мере развития овладения детьми навыками. Основная задача в освоении программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка
Разнообразные формы занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности. При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, творческих  и игровых задач.
Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Возраст детей:  5 – 7 лет. Всего 36 занятий в год. 1занятие в неделю во второй половине дня.  Длительность занятия 25 -30минут.
Срок реализации: 1 год.
Перспективный план
«Познание» - осуществляется знакомство с природой, с явлениями общественной  жизни.  Идет  исследовательская  образовательная деятельность.
 Осуществляется развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие.
«Художественная литература» -  используются произведения познавательной направленности.
«Коммуникация»- где осуществляется обогащение словаря,  звуковой культуры речи, развитие речи, общение.
«Здоровье»- дети выполняют упражнения пальчиковой гимнастики, гимнастику  для  глаз.
«Социально – коммуникативное развитие» - осуществляется развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослым и сверстниками; формируется готовность к совместной деятельности; формируется  уважительное отношение и чувство принадлежности к сообществу детей и взрослых в организации;  формируются  позитивные установки к различным видам труда и творчества; формируются  основы безопасного поведения на занятиях пластилинографией.
«Художественно-эстетическое развитие» - происходит становление эстетического отношения к окружающему миру; формируются элементарные представления о пластилинографии; осуществляется стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализуется  самостоятельная  творческая  деятельность детей (изобразительная, конструктивно-модельная).
«Труд»- дети готовят  материал  к каждой деятельности, самостоятельно убирают его.
Календарно-тематическое планирование для детей 5-6 лет:
 
Неделя
Тема
Программное содержание
Количество часов
Сентябрь
 
 
 
1-я
«Осенние деревья»
Освоение приемов: придавливание, примазывание, разглаживание границ соединения частей. Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства - пейзажем. Учить использовать для работы разнофактурный материал.
1
2-я
«Разные деревья»
Освоение приемов: придавливание, примазывание, разглаживание границ соединения частей. Учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения разных деревьев посредством пластилинографии.
1
3-я
«Теремок»
Освоение приемов: раскатывания, сплющивание. Продолжать развивать интерес к новым способам лепки. Развивать мелкую моторику и ориентировку в пространстве.
1
Октябрь
 
 
 
1-я
«Листья кружатся, падают в лужицы»
Освоение приемов: скатывания, примазывание, нанесение мазка. Формировать умение создавать красивую композицию в сотворчестве с воспитателем. Развивать мелкую моторику и ориентировку в пространстве. Воспитывать любовь к природе.
1
2-я
«Дождик проказник»
Освоение приемов: ощипывание и размазывание маленьких комочков пластилина, закрепление приема скатывания. Воспитывать творческое восприятие окружающего мира. Развивать чувство ритма и цвета.
1
3-я
«Ау, грибочек!»
Освоение приемов: раскатывания, расплющивания, скатывание. Формировать умение составлять поделку из нескольких частей. Воспитывать интерес к познанию природы.
1
4-я
«Клубочки для котенка»
Освоение приемов: раскатывания, сворачивание. Продолжать развивать интерес к новым способам лепки. Развивать мелкую моторику и ориентировку в пространстве.
1
Ноябрь
 
 
 
1-я
«Чудо - цветок»
Освоение приемов: скатывание, сплющивание, раскатывание. Формировать умение создавать красивую композицию. Воспитывать любовь к природе.
1
2-я
 
«У солнышка в гостях»
Освоение приемов: скатывание, сплющивание, раскатывание, размазывание. Формировать умение создавать образ солнышка. Развитие пространственного мышления, восприятия, радоваться своим успехам. Привитие интереса к рисованию пластилином.
1
3-я
«Гусеница»
Освоение приемов: скатывание, оттягивание, раскатывание. Формировать интерес детей к изготовлению предметов из пластилина. Воспитывать интерес к познанию природы.
1
4-я
«Змейка»
Освоение приемов: раскатывания, оттягивание, скатывание. Формировать умение оформлять объект необходимыми деталями для выразительности образа.
1
Декабрь
 
 
 
1-я
«Снеговик»
Освоение приемов: скатывание, сплющивание, примазывание. Стимулировать интерес к экспериментированию в работе. Формировать умение испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки.
1
2-я
«Ёлочка – красавица, всем ребяткам нравится»
Освоение приемов: раскатывание, примазывание. Формировать умение передавать характерные особенности внешнего строения посредством пластилинографии. Укреплять познавательный интерес к природе.
1
3-я
«Ёлочка»
Освоение приемов: скатывание, сплющивание, раскатывание. Формировать умение составлять поделку из нескольких частей.
1
4-я
«Снегурочка»
Освоение приемов: скатывание, раскатывание, примазывание. Формировать умение придавать поделке устойчивость. Развивать чувство формы и пропорции.
1
Январь
 
 
 
3-я
«Разноцветные рыбки»
Освоение приемов: скатывание, раскатывание, примазывание, сплющивание. Стимулировать активную работу пальчиков. Развитие пространственного восприятия.
1
4-я
«Улитка»
Освоение приемов: скатывание, раскатывание, оттягивание, скручивание. Формировать умение составлять поделку из нескольких частей.
1
Февраль
 
 
 
1-я
«Чудо - домик»
Освоение приемов: раскатывание, сплющивание, выполнение декоративных элементов. Развивать у детей творческое воображение. Развивать умение создавать домик в технике «пластилинография»
1
2-я
«Самолет»
Освоение приемов: раскатывание, сплющивание. Формировать умение составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей.
1
3-я
«Черепашка»
Освоение приемов: скатывание, раскатывание, сплющивание. Формировать умение составлять поделку из нескольких частей.
1
4-я
«Котик»
Освоение приемов: скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание. Развивать способности к формообразованию. Формировать умение создавать пластическую композицию.
1
Март
 
 
 
1-я
«Цветочки для мамочки»
Освоение приемов: скатывание, примазывание. Стимулировать интерес к экспериментированию в работе. Формировать умение испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки.
1
2-я
«Цветочки для бабушки»
Освоение приемов: скатывание, примазывание. Стимулировать интерес к экспериментированию в работе. Формировать умение испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки.
1
3-я
«Лягушка»
Освоение приемов: скатывание, раскатывание, сплющивание, примазывание. Продолжать развивать способности к формообразованию.
1
4-я
«Мышка»
Освоение приемов: скатывание, раскатывание, сплющивание, примазывание. Формировать умение создавать пластическую композицию.
1
Апрель
 
 
 
1-я
«Весенний пейзаж»
Освоение приемов: скатывание, расплющивание, раскатывание, размазывание. Формировать умение создавать пейзаж в технике «пластилинография».
1
2-я
«Весенняя капель»
Освоение приемов: скатывание, расплющивание, раскатывание, размазывание. Формировать умение создавать пейзаж в технике «пластилинография».
1
3-я
«Веселая неваляшка»
Освоение приемов: скатывание, раскатывание, примазывание. Совершенствовать умение составлять поделку из нескольких частей. Формировать умение оформлять поделку дополнительными деталями для выразительности.
2
4-я
«Волшебное яичко»
Освоение приемов: приемы декорирования с последующим глянцеванием. Формировать интерес детей к изготовлению поделок из пластилина. Развивать активность и самостоятельность в работе. Воспитывать интерес и определенное отношение к духовным ценностям, к традициям народа.
1
Май
 
 
 
1-я
«Букашка»
Освоение приемов: скатывание, раскатывание, сплющивание. Формировать интерес детей к изготовлению поделок из пластилина. Воспитывать интерес к познанию природы.
1
2-я
«Лебедь»
Освоение приемов: скатывание, раскатывание, сплющивание. Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе. Воспитывать усердие, усидчивость, умение доводить начатое до конца.
1
3-я
«Подводное царство»
Освоение приемов: скатывание, раскатывание, сплющивание, работа с трафаретом. Формировать интерес к окружающему миру, обобщить представления детей об обитателях подводного мира. Развивать творческую активность, самостоятельность в работе.
1
Июнь
 
 
 
1-я
«Незабудки»
Продолжать знакомство детей с миром природы. Закрепить умение скатывать пальчиком короткие отрезки в шарики кругообразными движениями. Стимулировать активную работу пальцев рук.
1
2-я
«Земляничка»
Способствовать расширению знаний о многообразии видов и форм растений. Закреплять познавательный интерес к природе. Продолжать обучению создания композиций из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия картины. Способствовать развитию формирующих движений рук в работе с пластилином.
1
3-я
«Веселый зоопарк»
Обобщить представления детей об обитателях зоопарка. Предложить им самостоятельно выбрать животное и нарисовать его любым известным им способом. Поощрять самостоятельную деятельность.
1
Итого
36 часов
 
Календарно-тематический план занятий по пластилинографии с детьми 6-7 лет.
 
Неделя
Тема
Программное содержание
Количество часов
Сентябрь
 
 
 
1-я
«Листик кленовый»
Напомнить детям свойства пластилина, закрепить приемы его использования: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части изделия к другой.
1
2-я
«Разные коты»
Закрепить умение использовать в работе ранее освоенные приемы лепки: скатывание, оттягивание, прищипывание, сглаживание границ соединения. Учить смешивать пластилин разного цвета для получения нового оттенка. Прививать любовь и бережное отношение к «братьям меньшим».
1
3-я
«Гроздь винограда»
Ознакомить детей с техникой пластилинографии, приемами выполнение декоративных налепов разной формы.
1
Октябрь
 
 
 
1-я
«Яблоки поспели»
Продолжать освоение приемов пластилинографии. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе.
1
2-я
«Астры и хризантемы»
Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира, научить замечать и любоваться природными формами растений. Представить осенний цветок астру. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: скатывать длинные колбаски и делить их стекой на равные части, перекручивать пластилиновые колбаски в жгутики, наносить рельефный рисунок поверх пластилиновой основы.
1
3-я
«Грибы-грибочки выросли в лесочке»
Формировать у детей обобщенное понятие о грибах. Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет. Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый, способный принимать заданную форму.
1
4-я
«Солнышко на тарелке»
Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (раскатывания и сплющивания).
1
Ноябрь
 
 
 
1-я
«Божья коровка, улети на небо»
Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомого. Развивать умение находить с помощью взрослых ответы на вопросы, возникающие в ходе выполнения работы.
1
2-я
«Ежик с грибами»
Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъеме, используя нетрадиционную технику рисования пластилином. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различный бросовый материал. Развивать детское творчество.
1
3-я
«Снежинка»
Беседовать с детьми о зиме. Формировать эмоциональное восприятие окружающего мира, реалистическое представление о природе и снегопаде как природном явлении. Используя пластилинографию, учить детей выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок. Поощрять инициативу и самостоятельность в создании снежинки с помощью пластилина.
1
4-я
«Удивительная дымка»
Продолжать знакомить детей с творчеством дымковских мастеров. Расписывать готовый силуэт пластилином, сочетая оформление однородных по цвету частей с узором в стиле дымковской росписи. Самостоятельно выбирать элементы для украшения различных частей одежды. Воспитывать детей в народных традициях.
1
Декабрь
 
 
 
1-я
 « Снеговик»
Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Развивать мелкую моторику рук. Украшать работу, используя разнообразный бросовый материал.
1
2-я
«Игрушка новогодняя»
Формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках. Создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать узор для своего шарика.
1
3-я
«Снегурочка»
Закрепить умение использовать в работе нетрадиционную технику изображения – пластилинографию.  Развивать образное мышление, умение использовать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей (новогодний праздник, художественное слово, иллюстрации.
1
4-я
« Елка новогодняя огоньками светится»
Учить создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей при украшении елочки. Развивать мелкую моторику рук.
1
Январь
 
 
 
1-я
«Зимняя картина»
Ознакомить детей с понятием «пейзаж». Воспитывать интерес к природе в разное время года. Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности изображаемым объектам. Развивать чувство цвета, закрепить знания об оттенках белого.
1
2-я
«Яблоки на тарелочке»
Ознакомить детей с понятием «натюрморт». Предложить им самостоятельно составить композицию из трех яблок. Продолжать учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности фруктов: оригинальную форму и расцветку. Развивать глазомер и цветовосприятие.
1
3-я
«Творю что хочу» (самостоятельная деятельность детей)
Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других.
1
4-я
«Подсвечник»
Обобщить с детьми знания о подсвечниках. Рассмотреть посвечники, посредством пластилинографии изобразить их на картине.
1
Февраль
 
 
 
1-я
«Кактус в горшке»
Расширять представления детей о комнатных растениях. Развивать практические умения и навыки при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности.
1
2-я
«За окошком снегири»
Обобщить представления детей о зимующих птицах. Разобрать особенности внешнего вида снегиря. Побуждать детей точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопоставлять размер
1
3-я
«Галстук для папы»
Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Развивать творческое воображение. Формировать навыки самостоятельной работы.
1
4-я
«Сердечки» (самостоятельная работа детей)
Развивать творческое мышление. Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме работы. Развивать мелкую моторику рук.
1
Март
 
 
 
1-я
«Украшение для мамы»
Приобщать детей к миру искусства, развивать фантазию творчества, воображение, наглядно-образное мышление, зрительную память. Закреплять представления о цвете и размерах предметов.
1
2-я
«Мир похож на цветной луг» (коллективная работа детей)
Воспитывать у детей доброжелательность, чувство сопереживания, аккуратность в процессе рисования пластилином. Продолжать развивать познавательный интерес к природе, живым цветам. Учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности растения: оригинальную форму и расцветку лепестков. Продолжать развивать глазомер и цветовосприятие.
1
3-я
«Для любимой мамочки»
Развивать умение восхищаться природными формами живых цветов и преобразовывать их в декоративные. Совершенствовать умения и навыки работы с пластилином. Учить составлять композицию из цветов и листьев, ритмично располагая их на горизонтальной поверхности.
1
Апрель
 
 
 
1-я
«Ателье мод»
Развивать у детей эстетическое восприятие, красоту в своем творчестве.
1
2-я
«Волшебное яичко»
Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира. Поощрять инициативу и самостоятельность в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме занятия.
1
3-я
«Весна идет, весне дорогу»
Формировать у детей интерес к пробуждающейся весенней природе, дать представление о первоцветах. Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином. Продолжать развивать мелкую моторику рук.
1
4-я
«Проснулись жуки, червячки и другие насекомые»
Обобщить представление о насекомых. Развивать умение работать в коллективе дружно и аккуратно, творческое и образное мышление детей. Поощрять инициативу детей и желание дополнить композицию.
1
Май
 
 
 
1-я
«Подводный мир»
Обобщить представления детей об обитателях подводного мира. Продолжать осваивать приемы работы с пластилином: преобразовывать шарообразную форму в овальную, выгибать исходную форму в дугу, выполнять налепы на готовую основу изображаемого объекта. Развивать эстетическое и образное мышление.
1
2-я
«Чудо хохлома»
Воспитывать интерес и продолжать знакомить детей с народными промыслами. Закрепить знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи: ягоды, цветы, завиток травки. Развивать глазомер, мелкую моторику рук.
1
3-я
«Городец – удалец»
Продолжать знакомство с городецкой росписью. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на заданном силуэте. Закрепить умение смешивать пластилин разного цвета для получения нужного оттенка. Развивать интерес к народному творчеству.
 
           1
Июнь
 
 
 
1-я
«Осьминог»
Продолжать осваивать приемы работы с пластилином: сплющивание, скатывание, сглаживание. Поощрять инициативу и самостоятельность детей, внесение в работу тематических дополнений. Способствовать развитию формообразующих движений в работе с пластилином.
1
2-я
«Жираф»
Упражнять в использовании ранее полученных навыков:  скатывание,  расплющивание объемной формы, сглаживание границ соединения частей. Совершенствовать работу со стекой. Воспитывать интерес к животным, побуждать желание изобразить животное.
1
3-я
«Слон»
Закрепить умение детей работать с пластилином, использовать его свойства при скатывании, расплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых предметах. Учить передавать сюжет и создавать  полуобъемные картинки на горизонтальной поверхности.
1
Итого
36 часов
 
Результативность программы:
Таким образом, данное построение кружка дополнительного образования по пластилинографии  способствует более успешному освоению образовательной программы, особенно по художественно – эстетическому развитию. Реализуется познавательная активность детей. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти.
Дети в интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность. Дети знакомятся с художественными произведениями, стихами, загадками,  потешками, пальчиковыми играми. У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине; развиваются сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии, происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
У детей воспитываются тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, повышается эмоциональное благополучие.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики.
Также данная программа - обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка  с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.
Программа удобна в использовании и может быть использована другими педагогами.
 
Список использованной литературы
  1. Давыдова Г.Н. «Пластилинография для малышей». - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2012. – 80с.
  2. Давыдова Г.Н. «Пластилинография - 2». - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 96с.
  3. Давыдова Г.Н. «Пластилинография. Анималистическая живопись». - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 88с.
  4. Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина». - ЗАО «Валери СПб», 1997 – 160 с. (Серия «Учить и воспитывать, развлекая»)
  5. Новиковская О.А. «Ум на кончиках пальцев». — М.: АСТ СПб: Сова, 2006.