Паспорт логопедического кабинета
Паспорт рабочего пространства разработан исходя из анализа условий для организации деятельности учителя – логопеда МАДОУ Детский сад № 107 городского округа город Уфа РБ.
- Адрес учреждения: г. Уфа, ул. Г.Мушникова 15/4
- Ответственный за кабинет: учитель – логопед Григорьева Наталья Владимировна
- Этаж, площадь кабинетов в кв.м.: второй этаж, 9,4 кв.м. и 9,0 кв.м.
- Число посадочных мест:
- взрослых: 3
- детских: 9
- Отопление: централизованное
- Количество учителей, работающих в кабинете: 1
- Загрузка кабинета в неделю: 20 часов
1. Опись имущества кабинета
№ |
Наименование имущества |
Количество |
1 |
Стол взрослый |
2 |
2 |
Стол детский |
4 |
3 |
Стул взрослый |
3 |
4 |
Стул детский |
9 |
5 |
Шкаф для пособий |
2 |
6 |
Стол для песочной терапии, рисование песком |
1 |
7 |
Мойка |
1 |
8 |
Удлинитель 5 гнезд |
1 |
9 |
Тюль |
1 |
10 |
Зеркало с подсветкой |
1 |
11 |
Датчики пожарные |
2 |
12 |
мольберт |
1 |
13 |
тумбочка |
1 |
14 |
Раковина для мытья рук и оборудования |
1 |
2. Освещение
Наименование рабочих зон |
Размещение светильников |
Тип освещения |
Рабочее место учителя - логопеда |
потолочное освещение – светильники закрытого типа 2 шт. |
Естественное и искусственное |
Рабочее место воспитанников |
освещение настенное – 1 лампы |
Естественное и искусственное |
3. Техническое оснащение
№ |
Наименование ТСО |
Марка |
Количество |
1 |
Ноутбук |
Acer |
1 |
2 |
принтер |
hp |
1 |
4. Пространство предметной среды
Правило логопедического кабинета: сотрудничество ребенка и взрослого.
По целенаправленному оснащению и применению кабинет можно разделить на несколько рабочих пространств:
1.Пространство по коррекции произношения располагает настенным зеркалом, рабочими столом, освещением, и необходимым картинным материалом.
2. Пространство по преодолению заикания способствует развитию речи через рабочие материалы, содержащие индивидуальные картинки, рассказы и сказки для пересказов, картины для составления рассказов, кроссворды, загадки, стихотворения, словесные игры и задания по текущей лексической теме.
3.Образовательное пространство по подготовке и освоению грамоты. Это пространство оборудовано четырьмя учебными столами, четырьмя стульчиками, магнитофоном, шкафами с рабочими материалами по развитию речи.
4.пространство методического, дидактического и игрового сопровождения. Представлена книжными полками и содержит следующие разделы:
- справочная литература по логопедии,
- материалы по обследованию речи детей,
- методическая литература по коррекции звукопроизношения,
-методическая литература по преодолению заикания и ОНР,
- занимательное игровое обеспечение логопедических занятий,
-оборудование, способствующее формированию речевого дыхания,
-оборудование, способствующее развитию мелкой моторики.
5.Пространство ТСО. Пространство занимает 1 компьютер, компьютерные логопедические программы, аудиотека и видеотека.
6.Рабочий стол учителя – логопеда, на котором находится логопедическая документация:
- паспорт логопедического кабинета,
- программа работы логопедического кабинета с планами работы,
- журнал посещаемости,
- речевые карты,
- журнал взаимосвязи родителей с педагогами,
- портфолио научно – методических достижений специалиста
7. Информационное пространство для родителей (законных представителей): консультации, наглядный материал, рекомендации.
8. Пространство для релаксации воспитанников, где расположен уголок игровой психотерапии, находятся подушечки на каждого воспитанника, мягкие игрушки и большое количество игр разных видов для снятия напряжения.
5. Номенклатура дел учителя-логопеда
Индекс раздела |
Заголовок дела |
Срок хранения по перечню |
Примечание |
06-01 |
Программно-методическое обеспечение |
до срока надобности |
хранятся у учителя - логопеда |
06-02 |
Годовой план работы учителя-логопеда |
до срока надобности |
приложение к годовому плану Учреждения |
06-03 |
План фронтальных занятий с детьми |
|
|
06-04 |
План коррекционных занятий с детьми |
|
|
06-05 |
Документы (диагностические карты, отчет) годовых отчетов |
5 лет
|
приложение к годовому плану Учреждения |
06-06 |
Документы (копии постановлений, приказов, методических рекомендаций) по образовательной деятельности |
до срока надобности |
хранятся у учителя |
06-07 |
Документы (примерные образовательные программы) для воспитателей |
5 лет
|
хранятся у учителя |
06-08 |
Документы (примерные образовательные программы) для родителей |
хранятся у учителя |
|
06-09 |
Экран звукопроизношения детей |
хранятся у учителя |
|
06-10 |
Списки детей, утвержденные ГБУ «Северная» психолого-медико-педагогическая комиссия |
хранятся у учителя |
|
06-11 |
Табель посещаемости детей |
1 год |
хранятся у учителя |
06-12 |
Тетрадь самообразования (примерные образовательные программы) |
5 лет
|
хранятся у учителя |
6. Методическое обеспечение логопедического кабинета.
Пособия и материалы для упражнений, направленных на развитие мыслительной и речевой деятельности учащихся.
Разделы |
Дидактические игры и пособия |
Развитие словесно-логического, абстрактного мышления, разных видов памяти, различных видов внимания, зрительного и слухового восприятия.
|
«Почтовый ящик», набор геометрических фигур, счетные палочки, «Что перепутал художник», карточки с заданиями по развитию мышления, воображения, таблицы «Путаница», «Кто внимательный?» «Пословица шутят.» Игры: «Загадки бабушки осени», «Любимое время года», «Найди ошибки», «Особый путь зубрежки», «Неназванные предметы», «Исправь ошибки», «Развлекалки», «Летающие тарелки», «Строительный материал, «Загадайка». Головоломка «Угадайка». Карточки для работы с деформированными текстами. |
Формирование звукопроизношения. |
Профили артикуляций звуков(альбом-схема, фото-альбом, картинки по артикуляционной гимнастике). Предметные и сюжетные картинки на автоматизацию и дифференциацию звуков, лото в картинках, аудиозаписи, слоговые таблицы, речевые лото, парные картинки, перфокарты на каждый звук, кроссворды. |
Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза |
Набор звучащих предметов, «сигнальные» карточки, схемы слов для определения позиции в слове, схемы предложений, «звуковые» часы, «звуковая» линейка, игры: «Ромашка», «Солнышко» и др., перфокарты, «Логопедическое лото», таблицы: «Покорение вершин», «Закончите слово», «Буква потерялась», «Слово рассыпалось», «Сквозная буква», «Занимательные модели», «Лесенка», «Наборщик», «Кроссворды», «Чайнворды», «Изографы», «Ребусы», «Анаграммы», «Метограммы», таблицы мнемонических приёмов, карточки с загадками, пословицами на определённые звуки и буквы. |
Формирование лексико-грамматического строя речи |
Предметные картинки по темам: «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Обувь», «Метель», «Транспорт», «Посуда», «Головные уборы», «Продукты питания», «Семья», «Профессии», «Времена года». Игры на «развитие словообразования», тематические лото. Перфокарты на вставку слов в предложениях. Игры: «Исправь ошибку», «Когда это бывает», «Сложи слово». Лото: «Синонимы», «Антонимы». Карточки с деформированными тексами. |
Развитие связной речи учащихся |
Схемы для составления рассказов, сюжетные картинки, таблицы по развитию речи, наборы предметных картинок и игрушек для составления сравнительных и описательных рассказов, наборы текстов для пересказов, таблицы с пословицами, поговорками. Карточки с деформированными тексами, сборники: «Забавные истории», «Рассказы в картинках». Репродукции картин известных русских художников. |
Развитие мелкой моторики, речевого дыхания |
Мозаики, кубики, медная проволока, наборы бус и пластмассовых шариков. Картинки с упражнениями по пальчиковой гимнастике. Таблицы с упражнениями по кинезотерапии. |
Развитие неречевых процессов |
Игры и игрушки для развития мелкой моторики (шнуровки, «Пальчиковые шаги»...).Набор пальчиковых игр (сборники, книги). Игры и игрушки для развития внимания, памяти, мышления, сенсорики (пирамидки, матрёшки, вкладыши, разрезные картинки, «Форма и цвет», «Почтовый ящик»...). |
Развитие словаря |
Демонстрационные игрушки (мягкие, пластмассовые, набор кукольной посуды...). Демонстрационные (предметные и сюжетные) картинки по 46 –ти лексическим темам (времена года, овощи, фрукты...). Игры для закрепления обобщающих понятий («Четвертый лишний», «Назови одним словом», «Подбери картинку»). Игры для названия частей целого предмета («Целое и часть»). Материал для закрепления антонимов (существительные, прилагательные, наречия, глаголы). Материал для понимания многозначности существительных. Материал для закрепления навыков словообразования («Вкусный сок», «Апельсин – апельсинчик»). Пособие «Формирование лексикона» Опорные картинки: «Части растений», «Что нужно растениям».
|
7. Методическое оснащение
- Бородич А.М. Методика развития речи детей.- М.: Просвещение, 1989, 96 стр.
- Буянов М.И. Заикание у подростков.- М.: Просвещение, 1989, 105 стр.
- Волкова Л.С., Лалаева Р.И. Логопедия.- М.: Просвещение, 1989, 147 стр.
- Волкова Л.С., Селивёрстов В.И. Хрестоматия по логопедии.- М.: Владос, 1997, 107 стр.
- Волина В.В. Занимательное азбуквоведение. - М.: Просвещение, 1991, 86 стр
- Выгодская И.Г. , Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П.-Устранение заикания у школьников в игровых ситуациях.- М.: Просвещение, 1993, 65 стр.
- Дьячков А.И.- Основы обучения и воспитания аномальных детей - М.: Просвещение, 1965, 95 стр.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.- М.: Просвещение, 1989, 105 стр.
- Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте.- М.: Просвещение, 1991, 100 стр.
- Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. - М.: Просвещение, 1989, 105 стр.
- Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. - Развитие речи.- М.: Просвещение, 1991,76 стр.
- Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным общим недоразвитием речи на первом этапе обучения. – Воронеж: Учитель, 2001, 103 стр.
- Косинова Е.М. Уроки логопеда. – М.: Эксмо, 2005, 154 стр.
- Ладыженская Т.А. Речь. Речь. Речь.- М.: Педагогика, 1983,89 стр.
- Ладыженская Т.А. , Никольская Р.И., Сорокина Т.И. Речевые секреты. М.: Просвещение, 1992, 105 стр.
- Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок.- М.: Просвещение, 1988, 108 стр.
- Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок и письиа у детей.- Санкт-Петербург: Стройлеспечать, 1995, 86 стр.
- Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М.: Просвещение, 1990, 98 стр.
- Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов.- М.: Просвещение, 1990, 105 стр.
- Пятак С.В. Читаю слова и предложения. – М.: Эксмо, 2008, 67 стр.
- Рау Е.Ф., Рождественская В.И. Исправление недостатков произношения у школьников.- М.: Просвещение, 1989, 105 стр.
- Руденко В.И. Логопедия – практическое пособие.- Ростов на Дону.- Феникс, 2009, 154 стр.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.- М.: Владос, 1977, 67 стр
- Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми.- М.: Просвещение, 1989, 100 стр.
- Светлова И.К. Домашний логопед.- М.: Эксмо, 2005, 67 стр.
- Смирнова Л.С. Полный справочник логопеда.- Минск: Харвест, 2011, 86 стр.
- Успенская Л.П. , Успенский М.Б. Учись говорить правильно. - М.: Просвещение, 1989, 100 стр.
- Чеснокова В.Б. Учимся читать. – М.: Росмэн, 2008, 108 стр.
- Филичева Т.Б., Чивилева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии.- М.: Просвещение, 1989, 105 стр.
- Фомичева М.Ф.- Воспитания у детей правильного произношения.- М.: Просвещение, 1981, 56 стр.
Нормативно-правовые документы, используемые в работе:
- Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 26 марта 2003г. № 24 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03».
- Положение Конвенции о правах ребёнка.
- Постановление Правительства РФ об «Утверждении типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» от 12.03.1997 (С изменениями от 10.03 2000 г, 23.12.2002 г)
- Конституция Российской Федерации
- Положение о правах и нормах охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
- Письмо Минобразования РФ от 27 марта 2000 г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».