Паспорт логопедического кабинета

 

Паспорт рабочего пространства разработан исходя из анализа условий для организации деятельности учителя – логопеда МАДОУ Детский сад № 107 городского округа город Уфа РБ.

  1. Адрес учреждения: г. Уфа,  ул. Г.Мушникова 15/4
  2. Ответственный за кабинет: учитель – логопед Григорьева Наталья Владимировна
  3. Этаж, площадь кабинетов в кв.м.: второй этаж, 9,4 кв.м. и 9,0 кв.м.
  4. Число посадочных мест:

- взрослых: 3

- детских: 9

  1. Отопление: централизованное
  2. Количество учителей, работающих в кабинете: 1
  3. Загрузка кабинета в неделю: 20 часов

1. Опись имущества кабинета

 

Наименование имущества

Количество

1

Стол взрослый

2

2

Стол детский

4

3

Стул взрослый

3

4

Стул детский

9

5

Шкаф для пособий

2

6

Стол для песочной терапии, рисование песком

1

7

Мойка

1

8

Удлинитель 5 гнезд

1

9

Тюль

1

10

Зеркало с подсветкой

1

11

Датчики пожарные

2

12

мольберт

1

13

тумбочка

1

14

Раковина для мытья рук и оборудования

1

 

                                                 2. Освещение

 

Наименование рабочих зон

Размещение светильников

Тип освещения

Рабочее место учителя - логопеда

потолочное освещение – светильники закрытого типа  2 шт.

Естественное и искусственное

Рабочее место воспитанников

освещение настенное – 1 лампы

Естественное и искусственное

 

3. Техническое оснащение

 

Наименование ТСО

Марка

Количество

1

Ноутбук

Acer

1

2

принтер

hp

1

 

4. Пространство предметной среды

 

Правило логопедического кабинета: сотрудничество ребенка и взрослого.

По целенаправленному оснащению и применению кабинет можно разделить на несколько рабочих пространств:

1.Пространство по коррекции произношения располагает настенным зеркалом, рабочими столом, освещением,  и необходимым картинным  материалом.

2. Пространство по преодолению заикания способствует развитию речи через рабочие материалы, содержащие индивидуальные картинки,  рассказы и сказки для пересказов, картины для составления рассказов, кроссворды, загадки, стихотворения, словесные игры и задания по текущей лексической  теме.

3.Образовательное пространство по подготовке и освоению грамоты.  Это пространство оборудовано четырьмя  учебными столами, четырьмя стульчиками, магнитофоном, шкафами  с рабочими материалами по развитию речи.

4.пространство методического, дидактического и игрового сопровождения. Представлена книжными  полками  и содержит следующие разделы:

- справочная литература по логопедии,

- материалы по  обследованию речи детей,

- методическая литература по коррекции звукопроизношения,

-методическая литература по преодолению заикания и ОНР,

- занимательное игровое обеспечение логопедических занятий,

-оборудование, способствующее формированию речевого дыхания,

-оборудование, способствующее развитию мелкой моторики.

5.Пространство ТСО. Пространство занимает 1 компьютер, компьютерные  логопедические  программы, аудиотека и видеотека.

6.Рабочий стол учителя – логопеда, на котором находится  логопедическая документация:

- паспорт  логопедического кабинета,

- программа работы логопедического кабинета   с планами работы,

- журнал посещаемости,

- речевые карты,

- журнал взаимосвязи родителей с педагогами,

- портфолио  научно – методических достижений специалиста

7. Информационное пространство для родителей (законных представителей):  консультации, наглядный материал, рекомендации.

8.  Пространство для релаксации воспитанников, где расположен  уголок игровой психотерапии, находятся подушечки на каждого воспитанника, мягкие игрушки и большое количество игр разных видов для снятия напряжения.

5. Номенклатура дел учителя-логопеда

 

Индекс раздела

Заголовок дела

Срок хранения по перечню

Примечание

06-01

Программно-методическое обеспечение

до срока

надобности

хранятся у учителя - логопеда

06-02

Годовой план работы учителя-логопеда

 

до срока

надобности

приложение к годовому плану Учреждения

06-03

План фронтальных занятий с детьми

 

06-04

План коррекционных занятий с детьми

 

06-05

Документы (диагностические карты, отчет) годовых отчетов

5 лет

 

приложение к годовому плану Учреждения

06-06

Документы (копии постановлений, приказов, методических рекомендаций) по образовательной деятельности

до срока

надобности

хранятся у учителя

06-07

Документы (примерные образовательные программы) для воспитателей

 

 

 

5 лет

 

хранятся у учителя

06-08

Документы (примерные образовательные программы) для родителей

хранятся у учителя

06-09

Экран звукопроизношения детей

хранятся у учителя

06-10

Списки детей, утвержденные ГБУ «Северная» психолого-медико-педагогическая комиссия

хранятся у учителя

06-11

Табель посещаемости детей

1 год

хранятся у учителя

06-12

Тетрадь самообразования (примерные образовательные программы)

5 лет

 

хранятся у учителя

 

6. Методическое обеспечение логопедического кабинета.

Пособия и материалы для упражнений, направленных на развитие мыслительной и речевой деятельности учащихся.

 

            Разделы

Дидактические игры и пособия

Развитие словесно-логического, абстрактного мышления, разных видов памяти, различных видов внимания, зрительного и слухового восприятия.

 

«Почтовый ящик», набор геометрических фигур, счетные палочки, «Что перепутал художник», карточки с заданиями по развитию мышления, воображения, таблицы «Путаница», «Кто внимательный?» «Пословица шутят.»

Игры: «Загадки бабушки осени», «Любимое время года», «Найди ошибки», «Особый путь зубрежки», «Неназванные предметы», «Исправь ошибки», «Развлекалки», «Летающие тарелки», «Строительный материал, «Загадайка». Головоломка «Угадайка». Карточки для работы с деформированными текстами.

Формирование звукопроизношения.

Профили артикуляций звуков(альбом-схема, фото-альбом, картинки по артикуляционной гимнастике).

Предметные и сюжетные картинки на автоматизацию и дифференциацию звуков, лото в картинках, аудиозаписи, слоговые таблицы, речевые лото, парные картинки, перфокарты на каждый звук, кроссворды.

Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза

Набор звучащих предметов, «сигнальные» карточки, схемы слов для определения позиции в слове, схемы предложений, «звуковые» часы, «звуковая» линейка, игры: «Ромашка», «Солнышко» и др., перфокарты, «Логопедическое лото», таблицы: «Покорение вершин», «Закончите слово», «Буква потерялась», «Слово рассыпалось», «Сквозная буква», «Занимательные модели», «Лесенка», «Наборщик», «Кроссворды», «Чайнворды», «Изографы», «Ребусы», «Анаграммы», «Метограммы», таблицы мнемонических приёмов, карточки с загадками, пословицами на определённые звуки и буквы.

Формирование                                 лексико-грамматического строя речи

Предметные картинки по темам: «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Обувь», «Метель»,

«Транспорт», «Посуда», «Головные уборы», «Продукты питания», «Семья», «Профессии», «Времена года».  Игры на «развитие словообразования», тематические лото.  Перфокарты на вставку слов в предложениях. Игры: «Исправь ошибку», «Когда это бывает», «Сложи слово». Лото:  «Синонимы»,  «Антонимы». Карточки с деформированными тексами.

Развитие связной речи учащихся

Схемы для составления рассказов, сюжетные картинки, таблицы по развитию речи, наборы предметных картинок и игрушек для составления сравнительных и описательных рассказов, наборы текстов для пересказов, таблицы с пословицами, поговорками. Карточки с деформированными тексами, сборники: «Забавные истории», «Рассказы в картинках». Репродукции картин известных русских художников.

Развитие мелкой моторики, речевого дыхания

Мозаики, кубики, медная проволока, наборы бус и пластмассовых шариков.  Картинки с упражнениями по пальчиковой гимнастике. Таблицы с упражнениями по кинезотерапии.

Развитие неречевых процессов

 Игры и игрушки для развития мелкой моторики (шнуровки, «Пальчиковые шаги»...).Набор пальчиковых игр (сборники, книги). Игры и игрушки для развития внимания, памяти, мышления, сенсорики (пирамидки, матрёшки, вкладыши, разрезные картинки, «Форма и цвет», «Почтовый ящик»...).

Развитие словаря

Демонстрационные игрушки (мягкие, пластмассовые, набор кукольной посуды...). Демонстрационные (предметные и сюжетные) картинки по 46 –ти лексическим темам (времена года, овощи, фрукты...). Игры для закрепления обобщающих понятий («Четвертый лишний», «Назови одним словом», «Подбери картинку»). Игры для названия частей целого предмета («Целое и часть»).  Материал для закрепления антонимов (существительные, прилагательные, наречия, глаголы). Материал для понимания многозначности существительных. Материал для закрепления навыков словообразования («Вкусный сок», «Апельсин – апельсинчик»). Пособие «Формирование лексикона» Опорные картинки: «Части растений», «Что нужно растениям».

 

 

7. Методическое оснащение

  • Бородич А.М. Методика развития речи детей.- М.: Просвещение, 1989, 96 стр.
  • Буянов М.И. Заикание у подростков.- М.: Просвещение, 1989, 105 стр.
  • Волкова Л.С., Лалаева Р.И. Логопедия.- М.: Просвещение, 1989, 147 стр.
  • Волкова Л.С., Селивёрстов В.И. Хрестоматия по логопедии.- М.: Владос, 1997, 107 стр.
  • Волина В.В. Занимательное азбуквоведение. - М.: Просвещение, 1991, 86 стр
  • Выгодская И.Г. , Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П.-Устранение  заикания у школьников в игровых ситуациях.- М.: Просвещение, 1993, 65 стр.
  • Дьячков А.И.- Основы обучения и воспитания аномальных детей - М.: Просвещение, 1965, 95 стр.
  • Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.- М.: Просвещение, 1989, 105 стр.
  • Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте.- М.: Просвещение, 1991, 100 стр.
  • Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. - М.: Просвещение, 1989, 105 стр.
  • Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. - Развитие речи.- М.: Просвещение, 1991,76 стр.
  • Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным общим недоразвитием речи на первом этапе обучения. – Воронеж: Учитель, 2001, 103 стр.
  • Косинова Е.М. Уроки логопеда. – М.: Эксмо, 2005, 154 стр.
  • Ладыженская Т.А. Речь. Речь. Речь.- М.: Педагогика, 1983,89 стр.
  • Ладыженская Т.А. , Никольская Р.И., Сорокина Т.И. Речевые секреты. М.: Просвещение, 1992, 105 стр.
  • Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок.- М.: Просвещение, 1988, 108 стр.
  • Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок и письиа у детей.- Санкт-Петербург: Стройлеспечать, 1995, 86 стр.
  • Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М.: Просвещение, 1990, 98 стр.
  • Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов.- М.: Просвещение, 1990, 105 стр.
  • Пятак С.В. Читаю слова и предложения. – М.: Эксмо, 2008, 67 стр.
  • Рау Е.Ф., Рождественская В.И. Исправление недостатков произношения у школьников.- М.: Просвещение, 1989, 105 стр.
  • Руденко В.И. Логопедия – практическое пособие.- Ростов на Дону.- Феникс, 2009, 154 стр.
  • Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.- М.: Владос, 1977, 67 стр
  • Селиверстов  В.И. Игры в логопедической работе с детьми.- М.: Просвещение, 1989, 100 стр.
  • Светлова И.К. Домашний логопед.- М.: Эксмо, 2005, 67 стр.
  • Смирнова Л.С. Полный справочник логопеда.- Минск: Харвест, 2011, 86 стр.
  • Успенская Л.П. , Успенский М.Б. Учись говорить правильно. - М.: Просвещение, 1989, 100 стр.
  • Чеснокова В.Б. Учимся читать. – М.: Росмэн, 2008, 108 стр.
  • Филичева Т.Б., Чивилева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии.- М.: Просвещение, 1989, 105 стр.
  • Фомичева М.Ф.- Воспитания у детей правильного произношения.- М.: Просвещение, 1981, 56 стр.

Нормативно-правовые документы, используемые в работе:

  • Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 26 марта 2003г. № 24 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03».
  • Положение Конвенции о правах ребёнка.
  • Постановление Правительства РФ об «Утверждении типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» от 12.03.1997 (С изменениями от 10.03 2000 г,  23.12.2002 г)
  • Конституция Российской Федерации
  • Положение о правах и нормах охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
  • Письмо Минобразования РФ от 27 марта 2000 г.   № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».